О Web-версии "Унесенных ветром" говорить пока рановато, однако простые видеоклипы в корпоративных приложениях используются все чаще

 

Энтузиасты Web, как и первые зрители кинематографа, готовы простить многие недостатки видео, на этот раз  -  сетевого.

 

В последнее время передача изображения через Internet приобретает все большую популярность, чему в немалой степени способствует развитие потоковой технологии пересылки пакетов. В отличие от цифрового видео с промежуточным хранением новые средства позволяют просматривать клипы непосредственно через Сеть и не требуют предварительной загрузки всего файла. Но в обоих случаях качество по-прежнему оставляет желать лучшего. Internet пока не способна полностью удовлетворить запросы требовательного клиента, который хочет смотреть полнометражные фильмы и музыкальные клипы, как по ТВ.

 

И все же на Web-страницах уже начинают появляться первые деловые видеоприложения, развертывание которых в корпоративной среде вполне оправданно. Они размещаются главным образом во внутрикорпоративных сетях, где нетрудно наладить четкий контроль за распределением пропускной способности и соблюдением требуемых стандартов. Большие и малые компании все чаще применяют видеоприложения в таких сферах, как подготовка персонала, обслуживание и техническая поддержка потребителей, кадровые вопросы, демонстрация новых товаров, услуг и технологий, налаживание внутрикорпоративных связей. Серьезное внимание уделяется также использованию видео для продвижения продукции на рынок, маркетинга и размещения рекламы в Internet.

 

Приведем несколько примеров новаторского подхода к деловому применению сетевого видео.

 

- Служба Sea-Land корпорации CSX (Шарлотт, шт. Северная Каролина) занимается доставкой товаров по всему земному шару. В ближайшее время ее руководство планирует с помощью видеоприложений расширить возможности своей внутрикорпоративной сети. И здесь главными направлениями должны стать организация интерактивного обучения с использованием специализированных Web-страниц и создание так называемых "деловых сообществ", в рамках которых служащие смогут обмениваться опытом работы. Например, Web-страница, посвященная ведению переговоров с клиентом, может содержать короткую учебную видеозапись типовой беседы, сопровождаемую текстом, звуком и мультипликацией и содержащую рекомендации старших коллег.

 

- Подразделение интегрированных систем Integrated Systems Division компании Hewlett-Packard (Саннивейл, шт. Калифорния) использует видео на своем узле Internet ( http://www.hp.com/isd ), чтобы более наглядно продемонстрировать посетителям свой успех. Несколько видеоклипов продолжительностью от 15 секунд до 5 минут (и, конечно же, 10-минутный клип, посвященный истории компании) содержат описание целей и задач подразделения, анализ типовых проблем, с которыми сталкиваются потребители, и знакомят со средствами, предлагаемыми Hewlett-Packard для их решения.

 

- Фирма Webolution (Шерман-Оукс, шт. Калифорния) по заказу производственного подразделения корпорации Intel создала узел, предлагающий университетские курсы подготовки специалистов. На курсах производится обучение служащих Intel, которые работают на восьми заводах, разбросанных по всей территории США. Обратившись на этот узел, они могут просмотреть вступительный видеоклип, где преподаватель излагает свое видение целей и задач курса, историю предмета и рассказывает о планах занятий на предстоящую неделю.

 

- Подразделение по связям с общественностью корпорации Boeing (Рентон, шт. Вашингтон) ищет такие пути применения видео во внутрикорпоративной сети, которые обеспечили бы координацию взаимодействия между различными службами на самом высоком уровне. Так, все служащие должны получить возможность входить в систему и просматривать рекламные материалы, чтобы быть в курсе дел корпорации.

 

- Используется видео и на образовательном узле Web http://www.laparoscopy.com, призванном пропагандировать современные методы диагностического осмотра брюшной полости и внутренних органов человека. Просматривая видеозаписи реальных операций, врачи, студенты-медики и пациенты могут ознакомиться с техникой их проведения.

 

Непрерывный поток?

 

Описанные случаи выглядят весьма многообещающе, однако широкому распространению сетевого видео мешает целый ряд проблем качества и производительности, столь обычных для передачи изображения через "Всемирную паутину". Пересылка цифрового видео с промежуточным хранением (сюда относятся видеофайлы стандартов MOV в среде Macintosh и AVI  -  в среде Windows) предполагает загрузку на компьютер пользователя всего файла, без чего его просмотр невозможен. Более того, получателю необходимо иметь кодек (или алгоритм сжатия), аналогичный тому, с помощью которого была проведена компрессия информации. Но при всех своих недостатках подобный метод обеспечивает более высокое качество изображения и лучше передает движение объектов.

 

По-другому обстоит дело с потоковым видео, где данные пересылаются последовательно, благодаря чему их можно просматривать сразу же, не дожидаясь получения всего файла. "Воспроизводящую" часть ПО при этом приходится загружать непосредственно перед просмотром, хотя во внутрикорпоративных сетях лучше сделать это ее стандартным программным компонентом всех пользовательских компьютеров. Данный метод предусматривает наличие в программном пакете (а именно в его редакторском компоненте или в средствах разработки) необходимого кодека. Зачастую файлы подвергаются многократному сжатию, поэтому разработчикам и зрителям приходится делать выбор между качеством изображения и плавностью движения объектов. Модемные подключения к сети со скоростью 28,8 Кбит/с позволяют получать от трех до пяти кадров в секунду, тогда как телевизионное изображение обновляется 25 или 30 раз в секунду.

 

Несмотря на нерешенные проблемы потокового видео, несколько производителей все же рискнули ступить на зыбкую почву этой технологии. Корпорация VDONet ( http://www.vdo.net ) предлагает потребителям серию ПО VDOLive, фирма VivoSoftware        ( http://www.vivo.com ) представила пакеты VivoActive Producer и VivoActive Player, фирма StarLight Networks ( http://www.starlight. com ) недавно пополнила линию своего клиент-серверного ПО новым программным средством потокового видео под названием StarStream, а корпорация Xing Technology ( http://www.xingtech.com ) приступила к выпуску StreamWorks.

 

На потоковое видео сегодня возлагаются большие надежды, но даже самые горячие сторонники этой технологии признают, что ей еще предстоит долгий путь развития. "Мы видим лишь технологические модели того, что может быть создано,  -  считает Кен Рейли, издатель онлайнового цифрового видеосправочника (его можно найти на узле http://www.raley.com) из Сан-Франциско.  -  Существующие средства сжатия и механизмы доставки требуют значительного улучшения. Нынешнее качество для многих пользователей совершенно неприемлемо".

 

И все же некоторые специалисты считают, что даже на начальном этапе технология потокового видео вполне способна удовлетворить их запросы. Вот какое мнение высказывает Эндрю Лютц, инженер по маркетингу подразделения интегрированных систем компании Hewlett-Packard, использующий ПО фирмы Vivo: "На меня произвело сильное впечатление качество изображения. Даже наш 10-минутный клип выглядел очень хорошо. Конечно, совершенству предела нет, но нам нужна лишь более высокая пропускная способность".

 

Борьба за пространство

 

Ограниченная пропускная способность  -  главная преграда на пути доставки любой видеоинформации, печально известной огромными размерами файлов. Именно поэтому многие компании предпочитают рассылать видео по клиент-серверным ЛВС, а не по внутрикорпоративным сетям.

 

Те же организации, которые уже пользовались средствами передачи видео по Internet, не могут не согласиться, что внутрикорпоративные сети предлагают гораздо большие возможности для этого. Внутренние системы всегда обеспечивают более высокую пропускную способность и к тому же позволяют распределять ее. Трафик в них лучше поддается контролю, а пользовательские системы легко оптимизировать для видеоинформации.

 

В Internet же скорость передачи данных определяется параметрами подключения к сети конкретного пользователя, а браузеры и другие программные средства не стандартизированы. В результате приходится ориентироваться на среднего клиента, хотя нельзя забывать и о потребителях с минимальными возможностями. Так, Hewlett-Packard на своем Web-узле размещает все видеоматериалы в трех версиях, рассчитанных на различные подключения  -  14,4 Кбит/с, 28,8 Кбит/с и ISDN. Чем ниже скорость  -  тем меньше частота кадров.

 

По мнению экспертов, лучший способ преодоления ограничений, налагаемых пропускной способностью,  -  точное соответствие используемого механизма доставки типу передаваемой информации. Корпорация Boeing, например, очень широко использует в своей работе самые разнообразные видеоматериалы, от учебных компьютерных программ до ежегодных видеофильмов по этике взаимоотношений в коллективе, технике безопасности и корпоративным связям. Но лишь некоторые из них распространяются по внутрикорпоративной сети и считанные единицы  -  с использованием потоковой технологии.

 

"Сегодня потоковое видео является скорее помехой нашим усилиям по организации [внутренней] связи",  -  утверждает Питер Йорк, старший Web-технолог Boeing.

 

Советы по внедрению

 

При переходе на цифровое видео менеджеры не должны забывать старого доброго правила: "Семь раз отмерь, один  -  отрежь". Никто не станет отрицать достоинств новой технологии. Минг Ло, директор фирмы Blue Water Production (Сан-Франциско, шт. Калифорния), назвал ее "крутым фактором" создания рекламных клипов, способным привлечь внимание потенциальных заказчиков. А этот руководитель знает, что говорит, ведь среди его коммерческих клиентов такие известные компании, как Levi-Strauss и Sony Music/Columbia Records.

 

Другое преимущество цифрового видео  -  возможность поддерживать постоянный интерес зрителей к просматриваемому материалу. Именно этим и воспользовалась Intel, предлагая своим служащим учебные клипы с участием преподавателей университета. "Конечно, видеть преподавателя на экране вовсе не обязательно,  -  признает Дэниэл Лейтон, вице-президент по технологическим разработкам фирмы Webolution, создавшей учебный узел Intel.  -  Но свежий подход вызывает и поддерживает у слушателей интерес к излагаемому материалу".

 

Но понятия "круто" и "интересно" далеко не всегда можно поставить во главу угла. Вот что говорит по этому поводу Рейли: "В Web видео играет вспомогательную роль. В такой форме приятно получить приветствие от президента, но излагать подобным образом полное руководство для служащих  -  это уж чересчур!".

 

Когда дело доходит до создания конкретных Web-страниц, менеджеры рекомендуют делать их короткими и привлекательными, смешивая различные типы информации, что особенно важно в условиях ограниченной пропускной способности Сети. Так, в учебных материалах фирмы CSX нашлось место и текстовой информации, и мультипликации, и неподвижным графическим изображениям, и звуку, и разговорным форумам для обмена мнениями между студентами. При необходимости здесь используется и потоковое видео.

 

На узле www.laparoscopy.com, как рассказывает его создатель, хирург медицинского центра North Oakland Medical Center (Понтиак, шт. Мичиган) Алекс Гандзас, очень короткие видеоклипы (продолжительность некоторых из них не превышает 15 секунд) сочетаются с текстом и графикой.

 

Если же возникает необходимость разместить в сети более длинные видеоматериалы большего объема, Рейли предлагает разделить их на отдельные фрагменты. Кроме того, и он, и Ло советуют для имитации движения шире использовать GIF-мультипликацию. Правда, в этом случае клип будет "немым", звук в него добавить не удастся.

 

И наконец, все менеджеры рекомендуют проверять и перепроверять видеоматериалы, прежде чем разместить их в Сети. "В видеоприложениях очень трудно обнаружить причину неполадок",  -  предупреждает Стефен Бенсон, сетевой инженер компании GMAC Commercial Mortgage (Хоршем, шт. Пенсильвания), который изучает возможности ПО фирмы Starlight Networks. Когда что-то идет не так, как следует, отмечает он, "приходится анализировать не только механизм доставки, но и содержание файла". Для проверки своих материалов GMAC обращается к помощи пользовательских групп, собирает как можно больше откликов и лишь после этого принимает решение о его размещении в Сети.

 

Большинство сторонников сетевого видео довольны возможностями передачи такой информации через Internet, однако отмечают необходимость дальнейшего совершенствования обеих технологий: и потокового видео, и видео с промежуточным хранением. Но главное, что достоинства подобных средств становятся очевидными для корпоративных потребителей сразу же после их запуска. "Даже если принять во внимание только трудозатраты,  -  говорит Йорк из корпорации Boeing,  -  то средства, вложенные в тиражирование и распространение видеоматериалов, полностью окупаются".

 

Трэйси Мэйор

 

С Трэйси Мэйор, независимым автором из Беверли, шт. Массачусетс, можно связаться по адресу: tmayour@shore.net.

Версия для печати