Случай из жизни. Информационные технологии модернизируют бизнес-колледж

 

Как только в ноябре 1995 г. Ким Кларк стал деканом Гарвардского бизнес-колледжа, он засыпал своих новых коллег посланиями по электронной почте по поводу того, что прославленное учебное заведение недостаточно использует информационные технологии. Кларк хотел немедленно сменить устаревшую информационно инфраструктуру колледжа. Всего за три с половиной месяца было реализовано 25 проектов по перестройке этой инфраструктуры. Теперь студенты и преподаватели колледжа могут использовать intranet как основное средство связи. "Идея заключалась в том, чтобы использовать intranet везде",  -  пояснила главный специалист колледжа по технологиям Сьюзен Роджерс (Кеймбридж, шт. Массачусетс).

Сьюзен Роджерс уверена, что

в школе нужна открытая среда

 

Теперь, год спустя, эта идея воплотилась в жизнь. Например, как только студент регистрируется в intranet, для него немедленно создается персональная Web-страница. В соответствии с учебным планом конкретного студента из базы данных Oracle выбирается учебный материал и задания. Причем информация не является статичной, она ежедневно обновляется. Преподаватели, желающие определить степень усвоения материала студентами, могут перед занятием прогуляться по intranet и соответствующим образом подкорректировать свои лекции.

 

Исторически сложившийся метод обучения в колледже заключается в рассмотрении реальных жизненных историй. Студенты могут исследовать практические ситуации в онлайновом режиме, поэтому им нет необходимости таскать с собой ворох бумаг или отправляться в библиотеку для уточнения сведений. Intranet обеспечивает все, что дают традиционные "бумажные" методы обучения, плюс многое другое.

 

Например, студент может войти в интрасеть и посмотреть видеоклип, где реальные руководители изучаемой им китайской фабрики по производству носков рассказывают о проблемах компании. Или совершить экскурсию по этой фабрике и с помощью моделирования в онлайновом режиме узнать, как изменения в графике производства отражаются на обороте и инвентарных запасах.

 

"Самое большое достоинство intranet Гарвардского бизнес-колледжа в том, что она принесла в учебные аудитории окружающую реальность",  -  считает Дэвид Аптон, преподаватель управления технологиями и операциями.

 

На передовом рубеже технологии

 

С помощью новейших технологий, в частности intranet, Гарвард становится лидером процесса преобразования традиционных систем обучения бизнес-колледжей. По словам Чарльза Хикмена, директора по проектам и обслуживанию Американского союза бизнес-колледжей, благодаря этим технологиям студенты становятся менее зависимыми от преподавателя, ведущего занятия.

 

В результате может трансформироваться сама идея колледжа, потому что intranet позволяет как создавать группы из студентов различных колледжей, так и организовывать обучение одной и той же группы студентов преподавателями различных колледжей,  -  новшества, которые уже появляются в разных уголках США. Поскольку 98% бизнес-колледжей страны используют пособия, разработанные в Гарварде, то почин этого учебного заведения в активном использовании intranet также может быть подхвачен родственными организациями.

 

Безусловно, intranet Гарвардского бизнес-колледжа, которую специалисты считают одной из самых развитых в системе бизнес-колледжей, по-новому определяет роль информационных технологий и задачи преподавателей колледжа. Все началось здесь с создания информационных инфраструктур с открытыми системами, простыми общедоступными протоколами и переводом всех используемых в колледже приложений на основу Web с помощью MacOS, Pentium ПК и браузера Navigator корпорации Netscape Communications.

 

Прежде информационная инфраструктура представляла мешанину из 8 сетевых протоколов, 77 конфигураций ПК для 200 преподавателей и 6 не связанных между собой систем электронной почты.

 

"Мы решили создать совершенно открытую структуру с простой и гибкой платформой, которая будет непрерывно развиваться",  -  сообщила Роджерс. Отдел ИТ пересмотрел свой подход, оперативно промоделировав ряд вариантов. Отойдя от стандартной схемы  -  определить потребность, провести анализ затрат и преимуществ, выработать спецификации,  -  специалисты ИТ за считанные дни (максимум за шесть недель) создавали приложения вчерне, а затем в процессе эксплуатации совершенствовали их.

 

"Мы постоянно пересматривали свою функциональную схему,  -  сказал Аптон.  -  Люди, привыкшие к корпоративной модели, не могут сразу от нее отказаться". Вместо того чтобы, как это было раньше, при старой информационной модели, заказать ПО на стороне, в колледже выполнили самостоятельную разработку. Одно из преимуществ этого  -  скорость. Мультимедийные возможности удалось реализовать всего за несколько дней, а не за несколько месяцев, как это было бы при использовании внешних подрядчиков.

 

Еще важнее то, что благодаря стандартизации удалось создать приложения с возможностью повторного применения. Более ранние приложения были "уникальными произведениями искусства", которые можно было использовать только для той конкретной цели, для которой они были разработаны, и которые не могли быть перенесены в другие части колледжа, отметила Роджерс.

 

Отдел ИТ организовал две лаборатории на 150 рабочих мест, так что все сотрудники и студенты колледжа могли попробовать работу в онлайновом режиме. Основная задача заключалась, по словам Аптона, в том, чтобы вывести из игры отдел ИТ. "Мы не хотели,  -  пояснил он,  -  чтобы специалисты отдела были заняты в рутинном обслуживании intranet".

 

Аптон отметил, что Гарвардская система позволяет преподавателям вводить учебный материал и задания на английском языке, а не используя HTML. С помощью интерфейса, разработанного совместно с Art Technology Group из Кеймбриджа, преподаватель может со своего настольного компьютера корректировать всю информацию, касающуюся его учебного курса. Простейшие шаблоны облегчают доступ к Web-узлам, и в нужный момент внесенные изменения распространяются по интрасети. Web-приложение Dynamo на основе Java, соединенное с различными базами данных, подбирает информацию и рассылает ее тем студентам, которые в ней нуждаются.

 

Четко организованный подход позволил сократить в отделе ИТ почти все административные должности и вдвое уменьшить штат (примерно до 45 человек). В новых условиях, нанимая на работу сотрудников, Роджерс предлагает им письменный тест на знание таких вопросов, как разница между Java и JavaScript.

 

Как и большинство других intranet, сеть колледжа значительно сократила расходы на печать; преподавателям не нужно больше размножать свои учебные материалы в сотнях экземпляров. Войдя в сеть, преподаватель может с помощью ключей просмотреть оцифрованную библиотеку видеофильмов, затем ввести свои комментарии, нажать на кнопку "Publish", и видеофрагмент вместе с комментариями преподавателя появится на Web-страничке каждого студента его учебной группы. Прежде, вспоминает Роджерс, преподаватель должен был обращаться в аудиовизуальный отдел, чтобы ему выделили время, когда его группа сможет посмотреть фильм в аудитории по видеомагнитофону.

 

В колледже планируют расширить аудиторию intranet. В апреле в нее смогут входить выпускники колледжа, чтобы почитать конспекты, включиться в групповую дискуссию или получить доступ к другой информации. "Интрасеть,  -  считает Аптон,  -  призвана объединить и сплотить наш коллектив".

 

Джо Малих

 

Джо Малих  -  наш внештатный автор из Лос-Анджелеса. Его адрес: JoeMullich@aol.com.

Версия для печати