Игорь Хухрев, президент агентства “Анкор”, рассказал о том, почему его агентство решило не экономить при создании информационной системы.

Игорь Хухрев

 

PC Week: Уже появились всемирные биржи труда в Сети Internet. Не исчезнет ли Ваш бизнес, когда Internet действительно придет в каждый дом?

 

Игорь Хухрев: Конечно, обратиться на конкретную страничку WWW достаточно просто, как и отправить данные о себе (так называемое резюме). Однако из Internet работодатель не сможет получить информацию о том, насколько дефицитны те специалисты, которые ему нужны, каков средний уровень их зарплаты и т. п. С течением времени наша деятельность несколько изменится: собственно поисковая часть уменьшится, а консалтинговая  -  увеличится. Мы уже два раза в год выпускаем аналитические отчеты наших исследований по определенным темам, например, вышли два объемистых тома с обзором зарплат в фирмах, работающих в Москве.

 

PC Week: Какова роль электронной информационной системы в деятельности вашего агентства?

 

И. Х.: Когда агентство, подобно нашему, становится достаточно крупным, ощущается необходимость, если можно так выразиться, в объединении интеллекта консультантов. Это можно сделать лишь на базе электронной ИС. Она становится ядром, вокруг которого развивается в дальнейшем весь бизнес. В результате профессиональный опыт, накопленный в компании, аккумулируется в электронном виде и начинает жить своей жизнью. Это  -  обязательный элемент бизнеса и, более того, гарант его стабильности. Да-да, именно так. Ведь результат консалтинга  -  чисто интеллектуальный продукт и целиком основан на личном опыте. Именно поэтому для нас смена штата  -  полная катастрофа, в том смысле, что это означает возврат к самому началу.

 

Под опытом я понимаю здесь не только знания и умения каждого консультанта, а весь опыт работы на рынке фирмы в целом.

 

Как описать эти знания, во многом не поддающиеся формализации? Мы пробовали применить различные СУБД, дополняли их возможности контекстным поиском, но не получили удовлетворительного результата. Тогда решили пригласить профессионалов из консалтинговой фирмы “МетаТехнология” и заказать им разработку проекта ИС в соответствии с нашими требованиями.

 

PC Week: Они справились с этой задачей?

 

И. Х.: Да. В течение месяца у нас работали четыре специалиста из “МетаТехнологии”. Они предложили проект на основе двух основных продуктов: СУБД Informix и ПО адаптивного распознавания Excalibur EFS корпорации Excalibur Technologies. (Об Excalibur EFS см. PC Week/RE, № 47/96, с. 1.) Стоимость проекта превышает 100 тыс. долл.

 

PC Week: Система по заданному критерию сама выбирает нужного специалиста из БД?

 

И. Х.: Мы не просили “МетаТехнологию” создать систему автоматизированного подбора кадров. Мы заказали такую систему, в которой аккумулированный совокупный опыт агентства помогал бы консультантам в принятии решений. Это означает, что простой базой данных о людях здесь не обойтись. Информационная модель нашей системы должна быть сквозной, охватывающей все уровни работы фирмы.

 

PC Week: Перевод практического опыта компании в электронный вид  -  это для вас своего рода инвестиции (и немалые) в будущее. Окупятся ли они когда-нибудь?

 

И. Х.: В материалах “МетаТехнологии” приведены такие цифры: ИС сокращает время подбора нужного кандидата на 20% и повышает точность поиска. Гарантируется окупаемость системы за 1,5 - 2 года. Однако эти результаты получены с позиций технократического подхода к проблеме окупаемости.

 

Для полноценного внедрения системы необходимо коренным образом изменить некоторые стереотипы поведения сотрудников. Непременным условием успеха новой модели деятельности является постоянная работа с компьютером: в него следует занести все основные результаты размышлений после интервью с кандидатом, изучения состояния рынка и т. п. Должны произойти очень серьезные изменения в мышлении сотрудников, и добиться этого будет непросто. Вот почему внедрение ИС мы начали с отдела телекоммуникаций, поскольку консультантам из него близки идеи и понятия информационных технологий. Кстати, в результате исследования наших бизнес-процессов специалисты “МетаТехнологии” пришли к выводу, что нам не нужно целое подразделение. Сокращение его вкупе с эффективным перераспределением функций между штатными сотрудниками и внешними подрядчиками уже принесло экономическую выгоду.

 

PC Week: Будут ли сотрудники действительно применять новую систему? Как вы определите степень “доверительности” отношений консультанта с ИС?

 

И. Х.: Любое внедрение новаторских технологий носит драматический характер, к этому надо быть готовым. Мы разработали целый спектр оценок качества деятельности консультантов, от количественных (число выполненных заказов) до качественных (например, оценка работы консультанта заказчиком), имеются наши внутренние стандарты качества, действует система внутренней аттестации.

 

PC Week: Что вы можете сказать о состоянии “рекруитингового” рынка в России?

 

И. Х.: Этот рынок интересен тем, что он и зависит, и одновременно не зависит от общеэкономической ситуации в стране. Так, экономический спад, наблюдавшийся в прошлом году перед президентскими выборами и сразу после них, нас не затронул. Возьмем, например, банковский кризис. С одной стороны, это плохо, поскольку сокращается число банков, а вместе с ними  -  число наших заказчиков. А с другой стороны, это хорошо, поскольку вынуждает оставшиеся банки активнее проводить внутренние ревизии и заменять персонал. Наверное, единственная неблагоприятная для нас ситуация  -  это состояние всеобщей стабильности, когда предприятия не закрываются и сотрудники не меняются.

 

PC Week: Много ли среди людей, обращающихся к вам, тех, кто хотел бы поменять в общем неплохое место работы?

 

И. Х.: Таких заявок достаточно много. Мы работаем в основном с зарубежными фирмами, имеющими в России и СНГ свои представительства. А они ведут очень агрессивную кадровую политику, проще говоря, перекупают специалистов. В сознании наших людей происходят в результате существенные изменения: они все больше стремятся к переходам из одной компании в другую. Для них становится главным личная карьера, а не работа на компанию.

 

PC Week: Какое из ваших подразделений сейчас развивается наиболее быстро?

 

И. Х.: Сейчас это, безусловно, торговля товарами народного потребления. Я думаю, тенденция расширения бизнеса в этих областях продержится еще приблизительно в течение года. Лидеры здесь  -  продукты питания, но у нас  -  не страна потребления, а страна опробования. Как только все перепробуем, бурный рост бизнеса закончится. Появились уже первые признаки насыщения рынка, например, развивается система скидок.

 

В телекоммуникационной индустрии сейчас наивысший спрос на специалистов по технической поддержке. Для них менее экстремальны требования по возрасту, полу и другим факторам, имеющим важное значение в других сферах деятельности. Зато гораздо важнее опыт и интеллектуальный уровень. Нам работать здесь гораздо сложнее. Например, на поиск специалиста по продажам уходит в среднем месяц, а технического специалиста  -  два месяца.

 

PC Week: Насколько прибыльна ваша деятельность?

 

И. Х.: Сверхприбылей у нас никогда не было и не будет. Как и в любой консалтинговой деятельности, здесь все на грани: заказчик может обратиться в агентство, а может найти сотрудника сам. А конкуренция растет: если два года назад наша рентабельность была на уровне 70%, то сейчас  -  40%. Это значит, что на каждый вложенный рубль вы можете получить 1,7 руб. или 1,4 руб., а вот 3 руб. не получите никогда. Это объясняется тем, что наша деятельность  -  не посредническая, поскольку мы не используем дефицита каких-либо вещей, а, скорее, производство интеллектуального продукта. Сверхприбылей это не приносит.

 

PC Week: Используете ли вы в своей деятельности Internet?

 

И. Х.: Мы поддерживаем свой Web-узел: http://www.ancor.ru. Там все посетители могут найти информацию о нашем агентстве, рекомендации о том, как вести себя во время интервью, список вакансий. Можно также загрузить на свой ПК регистрационную форму, заполнить ее и отослать нам по электронной почте.

 

PC Week: Эта информация гуляет в открытом виде по бескрайним просторам Internet?

 

И. Х.: Наши программисты написали свое ПО, которое кодирует определенным образом заполненную анкету в момент ее отправки.

 

PC Week: Собираетесь ли вы переводить свою ИС на рельсы intranet-сети?

 

И. Х.: Нет, для нас важнее как следует наладить рабочий процесс в рамках существующей ИС. Кроме того, один из краеугольных камней нашей деятельности  -  строгая конфиденциальность общения с клиентами. Пусть мы выглядим несколько консервативными, но всем рекламируемым средствам защиты информации в Internet мы предпочитаем старую добрую закрытую от внешнего мира NetWare-сеть.

 

Беседу провела

 

Елена Покатаева

 

Игорю Хухреву, президенту агентства “Анкор”, можно позвонить по телефону: (095) 956-2808.

Версия для печати