Заглядывая в будущее

 

Одна из основных проблем, с которой сегодня сталкивается большинство организаций,  -  обучение персонала. Новичков нужно учить приемам эффективной работы, а у сотрудников с опытом надо поддерживать на должном уровне квалификацию. Так что потребность в обучении растет и растет.

 

То же можно сказать и про цены.

 

К счастью, выход из создавшейся ситуации уже виден. Новый класс продуктов на базе Web может предложить способ контроля за затратами на обучение, не приносящий в жертву цели, определяющие его необходимость. Эти продукты группируются вокруг модного понятия “дистанционное обучение”, которое собирается всерьез обосноваться в Web.

 

Идея витает в воздухе уже довольно давно: не отправлять людей в командировки для обучения, а обеспечить эту возможность на рабочих местах. Представьте себе колледжи, транслирующие лекции по кабельным каналам, компании, приобретающие или берущие напрокат обучающие программы на видеокассетах, или даже специальные видеоконференции между узлами сети.

 

Web позволяет продвинуть идею дистанционного обучения значительно дальше.

 

Благодаря своему повсеместному распространению Web, а точнее, Internet и сопутствующие ей intranet-сети дают нам возможность соединить студентов и преподавателей в необычайно широких географических рамках. Преимущество Web заключается в том, что она всегда рядом, независимо от того, где человек находится территориально. Таким образом, в качестве простейшего примера дистанционного обучения можно рассматривать Internet (или intranet), понимаемую как средство передачи изображения от учителя к ученикам.

 

Но это лишь малая толика того, что может предложить нам Web. Другим отличительным свойством “Всемирной паутины” наравне с ее вездесущей природой является интерактивность. Учащиеся могут задавать вопросы, а преподаватели  -  отвечать на них и даже использовать эти вопросы (как это делают лучшие педагоги) для обучения остальной аудитории.

 

Вы можете, например, взять многоточечную видеоконференцию и добавить к ней возможность применения виртуальной классной доски. Это позволит вам показывать слайды и сразу получить отличную среду для проведения презентаций. Дайте студентам возможность писать на виртуальной доске, и они смогут взаимодействовать с преподавателем. Это не гипотетический пример, это краткое описание Symposium, продукта, созданного Centra Software на основе Java. Symposium лучше работает с аудиториями ограниченного размера.

 

Благодаря Web любая организация сможет легко организовать обучение в гораздо больших масштабах. Эти задачи решает система Auditorium фирмы PlaceWare. Данный продукт дает вам классическое ощущение того, что вы находитесь в большом лекционном зале, где студенты рядами сидят в ...виртуальной аудитории. Нам очень нравится возможность общения со студентами, сидящими в том же ряду, что и мы, с помощью текстовых сообщений или непосредственно  -  с помощю аудиосвязи, как в настоящей аудитории.

 

Оба продукта пока находятся в стадии разработки. Еще появятся новые, совершенные версии. К этим разработчикам присоединятся и другие фирмы. Возможности обучения посредством Web будут расширяться и сведут к нулю затраты на перемещение людей  к месту учебы.

 

Конечно, мы еще столкнемся с множеством проблем на этом пути. Презентации с помощью Web могут даже хорошего преподавателя сделать похожим на робота. Велик будет и соблазн разложить пасьянс вместо того, чтобы слушать преподавателя. Тем не менее экономия средств оказывается слишком большой, чтобы пренебрегать такими возможностями. Уже сегодня надо следить  за новым классом средств обучения, с тем чтобы в будущем включить их в свои  планы работы с персоналом.       

 

Марк Л. Ван Нейм, Бил Кэтчингс

 

Связаться с Марком Ван Неймом  и Биллом Кэтчингсом можно по адресам: mark_van_name@zd.com, bill_catchings@zd.com.

Версия для печати