В начале июля в Москве побывал президент группы компаний RAD и фирмы RAD Data Communications (Израиль) Зоар Зисапель. Научный редактор PC Week/RE побеседовал с г-ном Зисапелем об особенностях бизнеса компании на телекоммуникационных рынках разных стран.

Зоар Зисапель

 

PC Week: В последнее время у крупных фирм появилась мода называть себя международными компаниями, подразумевая под этим некую “наднациональность”, отрицание своих корней в конкретной стране мира. Г-н Зисапель, как вы позиционируете возглавляемую вами группу компаний: как локальную (израильскую) или международную?

 

Зоар Зисапель: В целом группу RAD можно отнести к крупным производителям телекоммуникационных продуктов. В одной только компании RAD Data  -  самой крупной из RAD Group  -  сейчас работает 700 сотрудников. А всего в группу входит 15 компаний. Однако, несмотря на то что 95% бизнеса RAD Group сосредоточено вне нашей страны,  мы считаем себя локальной компанией, которая работает в 74 странах, конкурирует с другими производителями, в основном американскими.

 

PC Week: Есть ли существенная разница между американским и европейским рынками?

 

З. З.: Главное отличие в том, что рынок США гораздо более открыт, поэтому конкуренция там значительно сильнее, чем в европейских странах. Второе, что бросается в глаза,  -  ориентация потребителей на различные виды телекоммуникационного оборудования. Европа предпочитает устройства для сетей ISDN, а США явно тяготеют к модемам.

 

PC Week: Трудно ли конкурировать с американскими производителями, да еще у них дома?

 

З. З.: С американскими компаниями мы конкурируем со дня основания RAD Data Communications  -  фирмы, с которой началось становление группы RAD, то есть уже 15 лет. Безусловно, в области высоких технологий позиции американских компаний весьма сильны, они обладают высокоразвитой культурой производства. В США сконцентрировано большое количество специалистов, а постоянная жесткая конкуренция создает условия для опережающего по сравнению с остальным миром развития рынка. Еще одно премущество американцев заключается в присущем их ментальности индивидуализме. Специалисты легко переходят из одной компании и другую, руководствуясь лишь соображениями личной выгоды. Они не отягощены, подобно нам и, я полагаю, русским людям, соображениями коллективизма и понятиями взаимной верности компании и ее сотрудников.

 

PC Week: Неужели в таких условиях можно конкурировать с американцами?

 

З. З.: Можно, если четко представлять себе и сильные, и слабые стороны американского отношения к бизнесу. Например, к числу существеннейших недостатков американских компаний я отношу их неспособность к проявлению гибкости в вопросах ментальности. Они требуют, чтобы весь мир вел себя в соответствии с их представлениями о бизнесе. Америку они считают центром мироздания и не способны представить себе, что существуют и другие образы мышления и способы ведения дел. Кстати, в любой американской компании менеджеры по маркетингу  -  всегда уроженцы США. Их маркетинговая политика практически повсеместно агрессивна, она ведется без учета национальных особенностей где бы то ни было, будь то в Швейцарии или в России. Мы в своей деятельности всемерно используем этот их недостаток, направляя много сил на изучение особенностей конкретной страны, на адаптацию как оборудования, так и маркетинговых приемов к этим особенностям.

 

PC Week: Вы назвали легкость перехода сотрудников из одной компании в другую в числе положительных сторон американского способа ведения бизнеса. Вы приветствуете такое отношение сотрудников к работе?

 

З. З.: Ни в коем случае. Если рассматривать достаточно протяженный отрезок времени, сравнимый с длительностью существования компании, то принцип долгосрочных отношений между компанией и работниками приносит большую пользу: знания и опыт остаются внутри компании. Это, в частности, позволяет нам выдерживать высокий технологический уровень разработок, превосходящий средний американский.

 

PC Week: Можно ли привести доказательства этого утверждения?

 

З. З.: RAD Data имеет множество ОЕМ-соглашений с такими телекоммуникационными гигантами, как AT&T, Alcatel, Siemens, а также с менее крупными фирмами. Только фирма Madge Networks выпускает под своей торговой маркой около десятка наших продуктов. Своим ОЕМ-партнерам мы поставляем модемы небольшого радиуса действия, мультиплексоры для передачи голоса и данных, оборудование для оптоволоконных сетей. Сами же мы не применяем в своих устройствах ни одной чужой разработки. Точнее, мы принципиально не покупаем идеи, хотя иногда приобретаем, например, стандартное ПО, нужное для решения наших задач. Так, занявшись вплотную оборудованием для линий ISDN, мы купили ПО, обеспечивающее поддержку стандарта EuroISDN.

 

PC Week: Как вы решаете проблемы с подбором высококлассных разработчиков?

 

З. З.: В компании RAD Data с штатом в 700 человек насчитывается 200 разработчиков. Откуда они взялись? Для притока квалифицированных кадров разработчиков очень важен общеобразовательный уровень населения, начиная с качества обучения в школах. Не секрет, что средний уровень образования в США ниже, чем у нас и в Европе, а американские достижения в области высоких технологий создаются эмигрантами из Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

 

Отмечу еще один момент. Израиль долгое время был страной, ориентированной на военные технологии (это весьма похоже на Россию). Сегодня мы видим конверсию военных технологий в нескольких ипостасях. Во-первых, это прямая конверсия военных технологий в гражданские. Во-вторых, конверсия идей. Так, замысел самого маленького в мире модема, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса (первая успешная разработка RAD Data), восходит ко времени, когда я руководил подобными разработками в армии. В-третьих, конверсия специалистов. Естественным образом большинство специалистов, кроме самого молодого поколения, имеют опыт военных разработок.

 

Первым генеральным директором группы RAD стал также бывший военный, руководитель известной фирмы Lannet, которая позже вышла из состава RAD Group, а потом объединилась с фирмой Madge.

 

PC Week: Почему вы придерживаетесь концепции группы, состоящей из полутора десятков небольших компаний?

 

З. З.: Это еще один пример нашего абсолютно не американского стиля ведения бизнеса. Практически все американские компании появляются на гребне волны какой-либо новой технологии. Их задачей становится продать как можно больше оборудования для этой технологии, пока она не устарела. Как только накатывает следующая волна технологии, срочно приобретается другая фирма и вновь идет гонка за объемами продаж. Это происходит потому, что американские компании вскоре после первого рыночного успеха акционируются, а акционеры, как правило, заинтересованы лишь в быстром получении дохода со своих акций.

 

RAD Data  -  частная компания. Как и остальные фирмы группы RAD, она работает в своей собственной технологической нише. Это гарантирует отсутствие спада в деятельности в случае, если какая-либо из технологий, разрабатываемая одной из компаний, устареет. Согласен, это дает меньший процент прибыли, зато обеспечивает стабильность. Мы не получим 200%-ного роста оборота компании, но уверенный ежегодный рост на уровне 40% в течение ближайших тридцати лет нам гарантирован.

 

PC Week: Вы уверены, что в условиях быстро меняющегося телекоммуникационного рынка можно сохранять лидирующие позиции, опираясь лишь на собственные разработки?

 

З. З.: Вы имеете в виду расхожее мнение, что сегодня нельзя обойтись без покупки других фирм и потому будущее на телекоммуникационном рынке  -  за очень крупными компаниями. Я же считаю, что большие размеры компании менее располагают к успеху. Конечно, крупные компании имеют больше шансов победить в конкурсных проектах, они могут по более дешевым ценам закупать комплектующие, и, наконец, само имя крупного производителя облегчает путь к покупателю. Однако большие размеры делают компанию неповоротливой. Наша модель RAD-группы дает всем ее членам преимущества большой фирмы (имя, массовые закупки комплектующих). Но, будучи самостоятельными, члены RAD-группы способны избежать недостатков, привносимых бюрократией.

 

PC Week: Как это выглядит, например, в RAD Data?

 

З. З.: Я всеми силами стремлюсь сохранить в ней атмосферу небольшой компании. Нет дня, чтобы ко мне не поступало предложения о создании новой должности или нового подразделения. Я сопротивляюсь до последнего, поскольку лучше создать новую бюрократическую препону слишком поздно, чем слишком рано.

 

Я постоянно с любопытством наблюдаю, что люди из различных подразделений с поразительным постоянством просят меня об одном: усложнить систему. Встречаясь с очередной проблемой, они требуют создания нового подразделения, которое будет с этой проблемой бороться. Но я знаю, что, если уступить их просьбам, они в итоге потеряют всякое удовольствие от работы: начнутся жалобы, что нет места инициативе, что на любой шаг нужны разрешения от бесконечных вышестоящих инстанций, и т. д.

 

Люди создают бюрократическую систему якобы ради собственного удобства, а в результате она душит их изнутри. Мой принцип  -  сохранять ментальность небольшой компании при больших размерах, это то же самое, что сохранять дух молодости.

 

Беседу провела Елена покатаева.

 

К Зоару Зисапелю можно обратиться по телефону: (972) 3-6458153. 

Версия для печати