Как брокеры превращают маркетинг доменных имен в крупный бизнес

 

Однажды у корпораций Microsoft и NBC возникла проблема. Два года назад, сразу после объявления о намерении создать совместный телевизионный и Web-канал под названием MSNBC, они обнаружили, что права на использование адреса “msnbc.com” уже были зарегистрированы маленькой компанией Micro Systems Network Boards из Калифорнии  -  у нее просто оказались такие же инициалы, как у альянса Microsoft  -  NBC.

Хотя Microsoft и NBC могли бы зарегистрировать другое доменное имя для идентификации MSNBC в Internet, они предпочли заключить с держателем доменного имени сделку о передаче имени Microsoft.

 

Торговля доменными именами  -  их покупка и продажа  -  стала интересной интермедией в представлении под названием Internet-коммерция. Большей частью это происходит вследствие предложений компаний, выступающих в качестве брокеров доменных имен, или людей, регистрирующих множество доменных имен в надежде, что кто-нибудь их купит.

 

Например, CNET, онлайновая служба новостей (http://www.cnet.com), приобрела несколько доменных имен для поддержки служб своего Web-узла. По словам ее вице-президента по программным услугам Мэтью Барзуна, фирма купила имя tv.com за $15000, search.com  -  за $7000 и download.com  -  за $20000.

 

Для такой компании, как CNET, полученное доменное имя окупается. Если легко запоминающееся имя указывает на Web-узел CNET, поддерживаемый к тому же рекламой, то образующийся в результате трафик узла оправдает издержки.

 

Несколько компаний заявили о себе как о брокерах доменных имен. Одни из них осуществляют торговлю только зарегистрированными именами, другие действуют в качестве магазинов консигнации, а третьи предлагают пакеты услуг по регистрации доменных имен и размещению информации на Web-узлах.

 

Интересно, что цены, предлагаемые компаниями в этом бизнесе игрушек для взрослых, покрывают весь возможный спектр. Реальны ли эти цены или несусветны  -  это уж как посмотреть.

 

Например, фирма  -  брокер доменных имен DomainMart (www.domainmart.com) предлагает имя billgates.com, принадлежащее некоему жителю штата Мэриленд, за кругленькую сумму в 1 млн. долл. Цена, очевидно, назначена исходя из того предположения, что если есть где-то такой Билл Гейтс, у которого завалялся лишний миллион-другой долларов, то ему, может быть, захочется использовать свое имя в качестве домена. Правда, этот самый Гейтс может запросить имя bgates.com или wgates.com, провалив, таким образом, планы владельца подзаработать на регистрации имени billgates.com.

 

Некоторые брокеры доменных имен специализируются на личных именах. Цены на многие такие имена назначены, как на автографы, в соответствии со степенью известности личности или ее предполагаемой платежеспособностью.

 

Фирма  -  брокер доменных имен 1stCome1st Served (www.1stCome1stServed.com) предлагает имя tedturner.com за $975000, а johnfkennedyjr. com  -  за $950000. Напротив, доменное имя, данное в честь жены Дж. Ф. К. младшего,  -  carolynbessettekennedy.com  -  стоит $450000, что отражает ее меньшую известность, но в то же время высокую подлинную ценность этого имени. Все эти имена пока что не проданы.

 

Некоторые другие компании тоже предлагают доменные имена по заоблачным ценам. На самой вершине  -  предложения фирмы  -  брокера доменных имен Jubilee (www.jubilee.com): copies.com предлагается за 1,225 млн. долл., а stereos.com и teens.com  -  по 1,25 млн. долл. каждое.

 

Другие компании назначают цены на доменные имена исходя из более приземленных соображений. ForDomains (www.fordomains.com) специализируется на доменных именах, отражающих различные сферы бизнеса, которые расположены в основном в домене .net. Стратегия фирмы состоит в предложении имен, уже имеющихся в домене .com. Например, ForDomains предлагает greatpizza.net за $300, snowboarding.net  -  за $1000, а onlinebanking.net  -  за $500.

 

Ценность доменного имени, выраженная в долларах, оказывается совершенно произвольной, хотя все давно признали, что некоторые доменные имена по своей внутренней сущности ценнее других. Имена в домене .com дороже, чем в .net и .org, поскольку именно с этого домена обычно начинают свои поиски Web-путешественники.

 

Когда около 15 лет тому назад создатели Internet предложили схему именования доменов, у них и мысли не было о создании чего-то имеющего коммерческую ценность. Только с началом бурной коммерциализации Internet ценность доменных имен получила денежное выражение.

 

Изначально регистрацией IP-адресов и доменных имен Internet ведала организация National Science Foundation (NSF). Тогда она не занималась напрямую ни вопросами купли-продажи доменных имен, ни публикацией для обсуждения каких-либо стратегий или документов, касающихся передачи доменных имен.

 

Сегодня фирма Network Solutions (Херндон, шт. Виргиния), официальный регистратор имен в доменах .com, .org, .net, .edu и .gov, не занимается вопросами торговли доменными именами. По условиям ее контракта с NSF, ее обязанности по регистрации доменных имен выполняются через организацию InterNIC (Internet Network Information Center  -  центр сетевой информации Internet). В эти обязанности входит регистрация доменных имен, ведение главной базы данных регистрации имен, а также создание и передача главных файлов с доменными именами на серверы корневой зоны Internet.

 

Первая из перечисленных задач  -  регистрация доменных имен  -  помимо первоочередной функции создания нового имени включает в себя ответственность за изменение, удаление и перерегистрацию имен. Доменное имя не существует, пока кто-нибудь не запросит его из InterNIC.

 

Стратегия InterNIC (см. rs.internic.net/ domain-info/internic-domain-6.html) состоит в предоставлении прав на доменное имя тому, кто первый его запросил. Ответственность за то, что новое доменное имя не нарушает чьих-либо относящихся к использованию торговой марки прав, несет лицо, обратившееся за получением имени, а отнюдь не InterNIC.

 

Передача доменного имени состоит из двух шагов: удаления имени и его перерегистрации. Это осуществляется через InterNIC с помощью предоставляемых ею шаблонов, доступных в оперативном режиме (rs.internic.net/templates/ domain-template.txt).

 

Поскольку удаленное доменное имя становится свободным для любого следующего просителя, шаблоны Delete (удаления) и Add (добавления) должны представляться вместе, с тем чтобы они были обработаны один за другим. Стандартная процедура состоит в посылке шаблонов по электронной почте в качестве частей одного сообщения, так что они попадают в InterNIC в виде единого пакета.

 

Чтобы удостовериться в том, что шаблон Delete Domain (удалить домен) пришел от зарегистрированного держателя доменного имени, а шаблон Add Domain (добавить домен)  -  от нового регистрируемого клиента, InterNIC проверяет заголовки электронной почты для обоих сообщений.

 

Что ждет доменные имена?

 

Обычно принято говорить, что организация или компания “владеет” некоторым доменным именем, но это не соответствует действительности. Регистрация доменного имени гарантирует исключительное право его использования, но не право владения им. Это похоже на практику радиовещания или телевидения, когда станции имеют право локального вещания на определенных частотах. Они имеют исключительное право использования этих частот, но отнюдь ими не “владеют”. Федеральное правительство выпускает, а Федеральная комиссия по коммуникациям (Federal Communications Commission) выдает лицензии на их исключительное использование. “Ограничения сроков” регистрации доменных имен не существует, по крайней мере до тех пор, пока держатели имен платят ежегодные взносы за регистрацию. Единственным ограничением права использования доменных имен в доменах .com, .org и .net является обязанность держателя выплачивать InterNIC ежегодные взносы по $100 за первые два года регистрации и по $50 впоследствии.

 

Однако структура взносов может в ближайшем будущем претерпеть изменения. Контракт NSF с Network Solutions на управление InterNIC и функционирование в качестве единственного уполномоченного органа регистрации доменных имен в доменах .com, .org и .net истекает в будущем году.

 

Internet Society и некоторые другие организации, занимающиеся Internet, недавно одобрили план создания семи новых доменов высшего уровня. Порядок регистрации в этих доменах, взносы, которые будут установлены за регистрацию имен, будущий уполномоченный орган для доменов .com, .org и .net  -  все это еще не известно.

 

Уильям Датчер

 

Уильям Датчер  -  Internet-консультант фирмы Network Solutions  -  проводит семинары по Internet и сетевым коммуникациям. К нему можно обратиться по адресу: terabytex@aol.com.

Версия для печати