Сергей Бобровский

Андрей Зотов, председатель правления РОЦИТ, рассказал обозревателю PC Week/RE о результатах изучения качества услуг по выходу в Internet -- одного из главных направлений деятельности этой общественной организации. РОЦИТ планирует организовать на своем узле ( www.rocit.ru ) динамическое ранжирование отечественных провайдеров по качеству предоставляемых ими услуг. Для этого несколько месяцев назад РОЦИТ провел анкетирование более 1000 посетителей своего узла. Первые результаты показали, что анкетирование оказывает безусловное влияние на провайдеров, так как они очень активно реагировали на свои места в "хит-параде". Сейчас совместно с профессиональными социологами разрабатывается новая версия анкеты. В дальнейшем планируется проводить анонимные проверки качества "соединения" с тем или иным провайдером из различных мест города и т. д.

Качество каналов ведущих российских провайдеров сегодня не уступает западному. Чаще всего это качество на 90% определяется "медным" проводом, протянутым от дома клиента до местной АТС, и здесь наиболее перспективной представляется покупка микрорайонами или отдельными жилыми домами выделенных линий, использование кабельных сетей и радиомодемов.

Самым примечательным событием в жизни российской Сети г-н Зотов считает рост числа мелких провайдеров и в связи с этим появление в нашей стране летом 1997 г. реального рынка Internet-услуг. Пока абсолютное большинство компаний не окупило расходов, инвестированных в эту деятельность. Но если темпы роста отечественного Internet-рынка сохранятся еще несколько лет, то провайдеры смогут получать реальную прибыль. Все более пристально присматриваются к российскому рынку и крупные зарубежные фирмы. По оценкам РОЦИТ, новой компании, для того чтобы сегодня серьезно закрепиться в российской Сети (попасть в число 20% провайдеров, которые контролируют 80% рынка), необходимо инвестировать порядка 10 млн. долл. Что касается цен на услуги, то главная беда заключается в нестабильности экономической ситуации в стране. Из-за этого многие компании стремятся получить деньги как можно скорее и удерживают цены на довольно высоком уровне.

По поводу введения оплаты за телефонные разговоры г-н Зотов отметил следующее. Понятно, что в подобной ситуации появится один монополист -- телефонная сеть. Наверняка она не "зарежет курицу, несущую золотые яйца". Тем более, что многие телефонные компании либо уже ведут провайдерский бизнес (через собственные или дочерние структуры), либо готовятся выйти на рынок Internet-услуг. Например, РОСТЕЛЕКОМ и Релком образовали весьма важный для российского сектора Сети альянс -- компанию РТК-Интернет. С учетом этого можно предположить, что за время модемной связи плата браться или не будет, или будет, но по более низким тарифам. Это связано с тем, что телефонистам выгоднее взимать деньги с оптовых покупателей "модемных звонков" -- провайдеров, цены на услуги которых в такой ситуации, скорее всего, возрастут, но не очень сильно.

В связи с развитием Internet все более актуальными становятся вопросы правовых отношений между пользователями и провайдерами. Пока здесь царит полный беспредел. Большинство заключаемых между ними договоров противоречат всем мыслимым юридическим и моральным нормам -- пользователь добровольно-принудительно обязуется за свои кровные стойко переносить все тяготы и лишения Internet-службы. Накладываются такие ограничения на информацию, которую можно публиковать на своей страничке, что вспоминаешь 37-й год. Допускается чтение администрацией личной почты клиента, если она сочтет это нужным. При расторжении договора оставшиеся на счету деньги почему-то не возвращаются. Постоянны всевозможные мелкие подтасовки. Например, известная фирма, рекламируя свои услуги, сообщает, что берет плату только за время на линии, однако при заключении договора обнаруживается (как правило, не сразу), что в неделю надо "наговорить" не менее чем на три доллара, и т. д.

РОЦИТ, конечно, может и наверняка будет оказывать моральное воздействие на провайдеров с целью приведения их договоров в соответствие с общепринятыми юридическими нормами, но особо въедливым или недовольным клиентам можно напомнить, что договора с их провайдерами не имеют никакой юридической силы, если вступают в противоречие с реальными законами и постановлениями. В частности, с Законом об охране прав потребителя. Например, вы купили модем и подписали с магазином договор, в котором сказано, что срок гарантии -- 3 месяца. Но если модем откажет через 5 месяцев, можно потребовать его замены, так как в вышеупомянутом законе этот срок определен в 6 месяцев, и никакие "подзаборные" договора магазину не помогут. Вдобавок в суде можно получить еще и компенсацию за моральный ущерб. Точно так же можно поступать и с провайдерами. Если связь не устраивает, потребуйте доказательства должного качества услуг, например соответствия числа пользователей пропускной ширине канала и т. д. Со всеми подобными претензиями можно обратиться в Общество охраны прав потребителя и получить там подробную консультацию.

Если пользователь платит деньги - предоставьте ему нормальные услуги!

Версия для печати