В конце октября в Москве впервые в России прошел международный конгресс “Прогресс технологий телерадиовещания”, организованный Национальной ассоциацией телевещателей (http://www.nat.ru) совместно с фирмами Comtek International и Crocus International.

Одновременно с конгрессом работала выставка, где свою продукцию представили фирмы  -  производители теле- и радиооборудования, а также технологий, связанных с созданием и выпуском в эфир телевизионных и радио- программ. В рамках конгресса проходили круглые столы, посвященные различным аспектам и направлениям современного телерадиовещания. На одном из них, носившем название “Конвергенция технологий вещания, телекоммуникаций и компьютеров”, обсуждались проблемы использования современных компьютерных технологий при разработке, транслировании теле- и радиопередач, а также организации обратной связи с аудиторией.

Эта статья  -  своего рода сборник “зарисовок”, составленный на основе тех тем, которые обсуждались на этом круглом столе.

Применение компьютерной телефонии в телерадиовещании

Использование компьютерной телефонии в проектах для телевидения или радио имеет свою специфику и ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке приложений.

Очень показателен опыт работы российского пионера интерактивного телевидения Александра Гурнова в программе “Субботний вечер”, выходившей на Российском телевидении. Это были первые робкие попытки использовать телефон и элементы интерактивности для работы в эфире. Почему только элементы? Потому, что интерактивность выражалась не в полной автоматизации процесса обработки входящих звонков. Чтобы ответить на вопрос, телезритель должен набрать в случае “Да” один номер телефона, а в случае “Нет”  -  другой. При этом определялся номер звонившего и его голос прибавлялся к сумме голосов зрителей, ответивших так же, как он. Современные технологии компьютерной телефонии позволяют полностью автоматизировать этот процесс, о чем мы расскажем ниже.

Как сообщила “Комсомольская правда”, в момент пиковой загрузки, когда 8 марта в программе “Субботний вечер” развернулась дискуссия о многомужестве между Владимиром Жириновским и Екатериной Лаховой, “за час в программу пыталось дозвониться более 360 тысяч телезрителей, а это, между прочим, тысяча звонков в секунду! Главный компьютер "Комстара" решил, что ситуация аварийная, и все телефонные линии автоматически вырубил”. В итоге следующая передача прошла без звонков  -  МГТС запретила своим станциям работать с РТР, чтобы телефонная сеть Москвы не вышла из строя. Передача прошла еще несколько раз, при этом, по просьбе г-на Гурнова, звонки поступали не в Москву, а в Новгород, затем в Тверь, после этого в С.-Петербург. Ныне передача не выходит (но по другой причине).

Компьютерная телефония поможет автоматизировать обработку информации, поступающей от телезрителей и радиослушателей, что поднимет популярность передач и расширит их аудиторию. Сделать это можно, если в студиях будут круглосуточно работать контактные телефоны, что немаловажно из-за разности в часовых поясах, а также если увеличится число номеров (входящих линий) контактных телефонов без увеличения штата обслуживающего их персонала. Кроме того, появится возможность групповой или индивидуальной (персонифицированной) обратной связи в виде голосового либо факсимильного ответа телезрителю или радиослушателю.

Приведем наиболее яркие, на наш взгляд, возможности, которые компьютерная телефония может предоставить для теле- и радиовещания.

Поддержка контактных телефонов во время телепередач

Чем больше территория, на которую распространяется вещание, тем больше поток откликов, который необходимо быстро и корректно обработать.

После выхода передачи в эфир зритель (слушатель) может позвонить по ее контактным телефонам (при этом вполне реально в каждом регионе звонить на студию по местным телефонам), желая высказать свое мнение о прошедшей передаче, узнать о времени выхода будущих передач или получить любую другую полезную информацию. Важно, что это можно делать круглосуточно. В случае же, когда звонки зрителей обрабатываются в интерактивном режиме, то распределенная по регионам сеть узлов, обрабатывающих телефонные звонки (в этом случае придется использовать так называемые серийные номера), позволит снизить нагрузку на местную телефонную сеть. Да и зрителю, скажем, из Новгорода проще и дешевле звонить по местному новгородскому телефону, а не в Москву. Ну а передать результаты опроса зрителей в режиме реального времени, чтобы свести воедино результаты голосования по стране  -  это уже дело техники и большого труда не составляет. Тут могут быть эффективно использованы возможности сети Интернет или просто корпоративной сети, ведь передать-то нужно минимальное количество информации: вопрос 1  -  столько-то “за”; вопрос 2  -  столько-то “против”...

Стоит добавить, что сценарий диалога компьютера со зрителем (слушателем) может быть оперативно изменен по желанию редактора передачи. При этом от редактора не требуется сколько-нибудь серьезных познаний в компьютерной телефонии. Достаточно прямо на экране компьютера составить схему диалога, и компьютер начнет работать по новой программе.

Голосование

Этот режим позволяет проголосовать за то или иное решение правительства, городской или районной администрации и т. п.; провести “пробные” выборы президента, депутатов, проверить популярность тех или иных принятых или готовящихся решений. При этом важно, что дополнительных средств потребуется мало: компьютер сам примет, обработает, создаст удобную для чтения таблицу распределения голосов по регионам и сводную таблицу. Более того, если возникнет необходимость, то и перешлет результаты голосования по указанным адресам. Вообще, с помощью таких систем компьютерной телефонии можно решать любые вопросы, волнующие многих телерадиослушателей, при этом будет представлено объективное мнение аудитории.

Социологические опросы

Компьютерная телефония дает возможность оперативно обзвонить статистически значимое число респондентов для выяснения их мнения по различным вопросам, которое затем будет отражено в новостных или аналитических программах. Каждая аналитическая программа, где обсуждается какое-то событие, может сопровождаться мнениями зрителей на этот счет. Кроме оперативного получения информации применение компьютерной телефонии в таких опросах позволит существенно снизить расходы на получение данных, ведь редактору программы достаточно записать в компьютер очередной вопрос, указать базу данных с телефонами зрителей и нажать кнопку для запуска системы. Дальше программа автоматически обзвонит нужных людей, выяснит их мнение, пригласит их посмотреть передачу, где будут использованы результаты опроса, выяснит, хочет ли человек в будущем принимать участие в опросах, обработает результаты.

Возможные проблемы и пути их решения

Понятно, что при внедрении новых технологий неизбежно возникают какие-то трудности. Назовем некоторые из них и укажем возможные пути их преодоления.

Необычность технологии для России. Это общая проблема, и она касается телерадиовещания. У нас в России не любят всевозможные автоответчики, а тем более “разговаривающие” компьютеры. Хотя качество воспроизводимой речи настолько хорошее, что иногда звонящий даже не догадывается, что разговаривает с компьютером, пока компьютер ему не “представится”.

Отсутствие возможности тонального набора. Платы компьютерной телефонии очень хорошо распознают тональные сигналы, поэтому чаще всего подобные системы строятся именно на такой базе. Есть несколько путей решения проблемы. Во-первых, сейчас очень активно идет переоборудование городских телефонных станций и многие ГТС уже предлагают своим клиентам переключение в режим тонального набора. Во-вторых, всегда можно добавить к системе компьютерной телефонии функцию распознавания речи, когда абонент не набирает на своем телефоне нужный ему пункт меню, а просто проговаривает его. Стоит отметить, что качество распознавания весьма хорошее и уже есть примеры использования этой технологии в реально работающих приложениях. Кроме того, телезрителю или радиослушателю, если он хочет воспользоваться системами компьютерной телефонии, достаточно приобрести биппер.

Повышенная нагрузка на телефонную сеть. Когда в адрес популярного ведущего обрушивается шквал звонков, возможны сбои, а то и отказы оборудования ГТС. Эти проблемы поможет решить проходящая сейчас модернизация городских телефонных станций, использование серийных номеров, создание распределенных систем компьютерной телефонии.

Размышляя о том, какие выгоды предоставляют системы компьютерной телефонии современному телерадиовещанию, приходишь к выводу, что все они сводятся к одному: предоставлению с помощью автоматики как можно большего количества информации человеку, который в ней нуждается. При этом чем информация будет оперативнее, дешевле и актуальнее, тем будет лучше как для потребителя информации, так и для компании, которая эту информацию предоставила, потому что если клиент остался доволен качеством обслуживания, он и в следующий раз обратится туда же.               

Алексей Амилющенко, Александр Карлин

К авторам можно обратиться по электронной почте: ava@comptek.ru или vgtrk6@space.ru.

Подпись к рисунку 1.

Примерная схема работы системы компьютерной телефонии для воспроизведениЯ дополнительной информации по рекламируемым товарам

Версия для печати