Обзор

Новая версия расширяет содержимое учебных материалов, но мало помогает преподавателям

Мэтт Крамер (PC Week Labs)

Большинство средств, требующихся для создания онлайновых учебных курсов, входит в LearningSpace 2.5 корпорации Lotus Development (Кеймбридж, шт. Массачусетс). Тем не менее педагогам работать с этим ПО будет непросто.

Результаты испытаний в Тестовом центре PC Week Labs показали, что по сравнению с предшествующими версиями продукта версия 2.5, которая вышла в марте, позволяет превосходным образом организовать структуру курса и обогатить его содержание путем включения мультимедийной информации, документов и Web-ссылок.

Созданный как приложение на платформе групповой работы Lotus Domino, LearningSpace в первую очередь подойдет для обучения в организациях, где уже используются Notes. Однако его конфигурирование, в отличие от Notes, не требует больших познаний в программировании, так что продукт пригодится и покупателям, которые не знакомы с Notes, но хотели бы иметь гибкую платформу для обучения и других общих нужд, связанных с групповой работой.

LearningSpace можно запускать из Notes-клиента или Web-браузера и проводить с его помощью содержательные дискуссии, онлайновые опросы и экзамены: для преподавателей пакет имеет систему оценок.

В стоимость LearningSpace входит авторская лицензия для разработчиков курсов и преподавателей ($495) и лицензии для студентов в расчете $14 на одного пользователя за один курс. Владельцы предыдущей версии, имеющие с Lotus договор на поддержку продукта, могут бесплатно ее обновить.

Больше всего LearningSpace подходит для курсов, рассчитанных на самостоятельную работу учащихся. В пакете пока нет возможностей для коммуникаций в реальном времени, в то время как ряд конкурирующих продуктов поддерживает одновременную связь между преподавателями и студентами в онлайновом режиме (см. врезку “Групповое взаимодействие в LearningSpace”).

Новая версия позволяет организовать групповую работу студентов, которые могут участвовать в дискуссионном форуме LearningSpace и в электронном виде представлять преподавателям выполненные задания. Содержимое курсов в сжатом виде переносится на другие серверы LearningSpace.

С помощью версии 2.5 очень просто можно структурировать материалы учебных занятий. Например, мы без труда составили учебный план, разбив курс на ряд разделов.

Рис. 1. LearningSpace 2.5 позволяет определять программу занятий студента

Из программы курса пользователи свободно переключатся на дискуссии и задания, предназначенные для занятий, содержащихся в других компонентах LearningSpace (рис. 1). Все рекомендуемые студентам материалы, включая документы и URL-ссылки на Web-узлы, хранятся в MediaCenter. Компонент CourseRoom позволяет проводить дискуссии среди студентов и представлять выполненные ими задания (рис. 2). Учебные тесты создаются с помощью компонента Assessments и затем переносятся в программу занятий.

Рис. 2. Мы использовали дискуссионный форум для дебатов и голосования по оценке учебного материала

Однако при создании учебного курса преподавателю придется поочередно запускать каждый компонент продукта, поскольку в LearningSpace нет мастера для автоматизации этого процесса. Ряд составных частей LearningSpace, например компонент для создания тестов, не имеет системы контекстно-зависимой помощи. 

Оценки, оценки...

В LearningSpace входит широкий набор опций для проверки усвоения материала, начиная с неформальных опросов и кончая формализованными контрольными работами и экзаменами, причем допустимы как тесты с выбором варианта ответа, так и короткие беглые опросы. Компонент для проверки результатов включает удобное средство, создающее случайные подборки вопросов, так что один и тот же тест каждому студенту поступает в индивидуальном варианте. Тест можно настроить так, чтобы студент прошел его всего один раз или несколько.

Тестирующий компонент снижает и административную нагрузку на преподавателей, так как может автоматически выставлять оценки по результатам тестов с выбором варианта ответа и извещать о них студентов.

Справочная система MediaCenter имеет значительно улучшенный пользовательский интерфейс, облегчающий размещение в LearningSpace файлов, мультимедийных программ или ссылок на Web-страницы для повторения пройденного материала или организации дискуссий.

Справочная система MediaCenter позволила нам определить местонахождение материала и создать средства навигации, помогающие студентам загружать нужные файлы на свои компьютеры. Кроме того, там есть ссылки на компонент Schedule (программа занятий), с помощью которого преподаватели и разработчики учебного курса могут назначать учащимся конкретные задания в нужный момент времени.

Поддержка Web в LearningSpace ограниченна: возможен просмотр материала через Web-браузер, однако некоторые функции более полно поддерживаются клиентами Notes. Если студенты захотят совместно работать над классным заданием, используя расширенный текстовый формат, то клиент Notes им просто необходим.

Преподавателям, в свою очередь, не обойтись без Notes при создании курсов. Для участия в учебном курсе можно использовать Web-браузер, однако желательно, чтобы при внесении в курс дополнительных материалов применялись браузеры одного типа. По словам представителей Lotus, компания собирается усовершенствовать возможности использования Web-браузеров, однако реализованы они будут после выхода Domino 5.0, что произойдет не раньше конца года.

Групповое взаимодействие в Learning Server

В отличие от LearningSpace корпорации Lotus Development и других “виртуальных аудиторий”, Learning Server корпорации DataBeam обеспечивает взаимодействие преподавателей и студентов в реальном времени.

Для этого используется стандарт T.120 передачи данных для видеоконференций, позволяющий студентам и преподавателям совместно работать с приложениями, организовывать разговорные каналы и комментировать изображения c помощью электронной доски сообщений. Такие возможности весьма привлекательны для организации курсов, при которых важно прямое взаимодействие студентов и преподавателей, например, при освоении программных продуктов. Стоимость лицензии на Learning Server определяется количеством его одновременных пользователей. В расчете на 100 портов цена продукта корпорации DataBeam составит $14 995.

От LearningSpace корпорации Lotus продукт DataBeam выгодно отличается тем, что не использует фирменной инфраструктуры и поэтому не требует при создании курсов каких-либо специальных клиентов. Сервер запускается в среде Windows NT и использует Web-сервер для доставки студентам учебных материалов. Все администраторские функции осуществляются через Web-браузер.

Студенты и преподаватели участвуют в сеансах обучения, используя T.120-совместимый клиент, например FarSite компании DataBeam, NetMeeting корпорации Microsoft или ProShare производства Intel.

В зависимости от типа используемого клиента взаимодействие участников учебного процесса может заключаться не только в совместной работе с приложениями и использовании электронных досок сообщений, но и в проведении аудио- и видеоконференций.

Инструментарий Learning Server помогает преподавателям готовить материалы учебных занятий, в том числе презентационные слайды. Однако средства создания содержимого в этом продукте не столь широки, как в LearningSpace корпорации Lotus.

Чтобы включиться в учебный процесс, студент должен подсоединиться к Learning Server и установить связь с другими участниками обучения. Сервер имеет ряд неплохих средств, упрощающих взаимодействие между студентами и преподавателями.

Как и LearningSpace корпорации Lotus, Learning Server корпорации DataBeam имеет компонент для проверки результатов обучения, позволяющий создавать широкий набор контрольных вопросов, в том числе с ответом “да” или “нет”, с выбором из нескольких вариантов ответов, а также для проведения беглого опроса. Однако в Learning Server нет развитой системы выставления оценок, которая есть в LearningSpace.     

Резюме для руководителей

 

LearningSpace 2.5

 

Улучшенный пользовательский интерфейс пакета для онлайнового обучения LearningSpace упрощает работу студентов, но преподаватели имеют ограниченные возможности использования Web-браузеров. Lotus следует обратить больше внимания на помощь преподавателям в создании содержимого курса.

Улучшенный интерфейс упрощает навигацию между составными частями курса; лучшая поддержка импортирования мультимедиа и Web-документов в содержимое курсов; широкий выбор средств для оценки результатов обучения, распределения информации, дискуссий и проектов.

При разработке курсов необходим клиент Notes; нет мастера, облегчающего построение учебного материала; нет контекстно-зависимой помощи; невозможно групповое взаимодействие в реальном времени.

Телефон московского представительства корпорации Lotus Development: (095) 940-2000, адрес: www.ibm.ru.

Методика оценки: www.pcweek.com/reviews/meth.html.

Версия для печати