Вячеслав Афанасьев, Геннадий Грабко

 

“Сотовый телефон” - это, наверное, самое популярное сейчас словосочетание у многих людей на нашей планете. Во многих странах мира современными средствами связи пользуются весьма широкие слои населения - от школьников до пенсионеров. В России, правда, сотовый телефон чаще встречается в анекдотах и юмористических рассказах, но даже это указывает на то, что, не имея средств для приобретения мобильного терминала, человек все равно понимает, что это такое и зачем его придумали дотошные инженеры. Так что в той или иной степени новейшие системы телекоммуникаций проникают в нашу жизнь, причем не только в фольклор, но и в повседневную работу все большего числа наиболее прогрессивных пользователей компьютеров и Internet.

Что же нас ждет в ближайшем будущем? Естественно, дальнейшее развитие и технократизация общества. Вопрос только в том, как это будет происходить. Можно с уверенностью констатировать, что в основе этих процессов будут лежать уже другие принципы.

Раньше рынок телекоммуникационных услуг формировался по схеме:

Технологии --> Стандарты --> Рынок

Но постоянная конкуренция и общая тенденция развития большинства услуг, ориентированных на потребности конечного пользователя, привели к следующей схеме, которая характеризует текущие подходы ведущих производителей к планированию своего бизнеса:

Рынок --> Технологии --> Стандарты

Это свидетельствует о том, что если раньше потребитель подстраивался под имеющиеся возможности данного технического продукта, то теперь, благодаря тому, что наука движется вперед семимильными шагами, можно развивать различные технологии и определять стандарты исходя из конъюнктуры рынка и, естественно, из ожидаемого экономического эффекта от внедрения таких технологий.

Наиболее яркий пример - развитие сети Internet. Сегодня, несмотря на зависимость конечных пользователей от возможностей программного продукта, крупнейшие компании на этом рынке вынуждены подстраивать интерфейс программы и ее функции именно под потребителя, что и дало толчок к появлению Pull- и Push-технологий.

Аналогичная ситуация складывается и в современных средствах мобильной связи. Абоненту сейчас уже недостаточно иметь просто телефон, требуется возможность переадресации звонка, удержания вызова, что позволяет пользоваться системой голосовой почты, системой коротких сообщений, роумингом, чтобы во время разговора можно было позвонить другому абоненту и вести беседу уже втроем, и т. д. и т. п. И оператор, дабы сохранить привередливого клиента в условиях конкуренции с другими операторами связи, вынужден считаться с его запросами. Более того, фирмы-производители, используя данные исследований и прогнозы многих аналитических компаний о будущих потребностях абонентов сетей подвижной связи, участвуют в процессе разработки новых технологий и стандартов, которые станут основой продукции следующего поколения. Результат такого подхода - развитие техники на основе запросов рынка, а стало быть, неизбежен переход от обычного сотового телефона к телефону-мини-компьютеру с большим экраном, наделенному функциями самого современного ПО и новыми технологическими возможностями.

Несколько слов о влиянии Internet на технологию мобильной связи. Как известно, цифровые сети стандарта GSM (Global System for Mobile communications - глобальная система подвижной связи) позволяют десяткам миллионов абонентов пользоваться многочисленными услугами в 110 странах мира. При этом решается немаловажная задача: потребитель может получить входящий звонок независимо от того, где он находится, даже если в этот момент он, сидя в автомобиле, на высокой скорости пересекает границу очередного государства. Но помимо голосовой информации терминал стандарта GSM позволяет получать разнообразные данные, в том числе и через сеть Internet.

Хочется спросить: “Сможет ли человек в ближайшем будущем пользоваться в мобильном режиме, т. е. независимо от своего географического местоположения, огромными возможностями информационной сети Internet?”. Так как инженеры занимаются этой проблемой уже давно, то сегодня уже можно с уверенностью сказать: “Да, сможет!”. Причем число людей, желающих в любое время, в любом месте, пользуясь одним номером своего мобильного телефона, работать через сеть Internet, будет постоянно возрастать. Так, по прогнозам фирмы Nokia, к 2001 г. количество пользователей E-mail достигнет 83,9 млн., причем 15,6 млн. из них будут получать информацию на мобильные терминалы. Можно с большой степенью вероятности предположить, что в ближайшем будущем в связи с бурным развитием Internet и электронной коммерции в этой сети число мобильных пользователей будет значительно больше.

Маркетинговые исследования в этом вопросе должны быть максимально приближены к реальности. Рисунок отображает примерное распределение абонентов GSM по степени мобильности.

Структура распределения абонентов стандарта GSM по степени мобильности

Очевидно, что у разных групп пользователей будут разные требования к используемому оборудованию и к услугам оператора. Время работы в Internet тоже будет различным: те абоненты, чья работа постоянно связана с передвижением, получат максимальный трафик; для двух других групп (см. рисунок) он будет меньше, так как вполне естественно, что, находясь в офисе или дома, абонент GSM работает в Internet через обычную телефонную линию. Именно поэтому уже сегодня операторы сетей GSM, провайдеры Internet и другие фирмы, ориентирующиеся на рынок сотовой телефонии, должны изучать тенденции дальнейшего развития техники и возможности появления новых услуг. При этом необходимо учитывать особенности стандарта GSM, а именно:

- построение сетей на принципах взаимодействия открытых систем;

- наличие цифрового интерфейса между всеми составляющими системы;

- гибкость при внедрении перспективных функций системы;

- независимость от фирмы - производителя различных частей системы.

В настоящее время абонентам предоставляется свыше 100 различных услуг.

К таким уже известным услугам, как роуминг, функции дозвона, набора номера после произнесения имени абонента, переадресации, определения номера, голосовой почты, приема и отправки факсимильного или текстового сообщения, записи в память части телефонного разговора, возможность разговора с двумя другими абонентами одновременно или поочередно, в ближайшем будущем добавятся: видеотелефония, услуги навигации, беспроводный доступ в Internet, Pull- и Push-технологии для мобильных терминалов, электронная коммерция через телефон, а также многочисленные службы интеллектуальных сетей, для перечисления которых потребовалось бы много места.

Можно ожидать, что в течение следующих десяти лет абонентам сетей GSM будут предлагаться услуги, как говорится, на любой вкус и цвет. Дамы смогут не только купить телефон в тон своей сумочке, но и заказать именно такой набор услуг, который будет им интересен и нужен в повседневной жизни. Операторам же необходимо будет “писать сценарии” обслуживания самых разных категорий пользователей - от детей до руководителей высшего уровня, потребуется не только подобрать для каждого приемлемый набор мобильных терминалов, но и доходчиво рассказать о тех или иных возможностях стандарта GSM.

Основа развития технологий и со- вершенствования стандартов - требования рынка. К примеру, применяемые с начала 90-х годов palmtop PC (мини-компьютеры) превратились из маленьких игрушек в незаменимых помощников - это и органайзеры, и переводчики, и голосовой секретарь, т. е. они теперь используются в качестве персональных цифровых помощников (Personal Digital Assistant). Вроде бы, чего желать еще? Однако требования рынка заставили разработчиков задуматься над совершенствованием этой техники. И вот результат: теперь она стала работать совместно с системами сотовой и спутниковой связи, новое ПО позволило реализовать интересные возможности. При постановке и реализации задачи распознавания рукописного текста свою лепту внесли российские разработчики: для анализа кириллицы и использования больших объемов информации в Internet они ввели программы по подготовке мультимедийных электронных книг, содержащих гипертекстовую информацию, иллюстрации и звуковые эффекты. Одной из самых интересных для рядового пользователя областей применения таких palmtop, как Newton, является геоинформационная система, способная помимо определения местоположения (для этого прибегают к помощи приемника спутниковой системы навигации - Global Position System, GPS) выбирать оптимальный маршрут для автомобиля. Для использования мобильных терминалов в удаленных местах торговли существует специальная торговая программа для баз данных по клиентам, складскому и бухгалтерскому учету, распознающая товар по сканированию штрих-кодов.

По желанию пользователей могут быть реализованы действия по защите информации, обеспечению конфиденциальности и поиску подслушивающих устройств. Специальные программы способны, используя сотовую связь, контролировать сердечно-сосудистую систему человека, передавать данные в диагностический центр для проведения их анализа и выдачи рекомендаций на дисплей сотового аппарата, ведь услуга передачи конфиденциальной текстовой информации объемом в 120 знаков уже используется в аппаратах стандарта GSM.

Надо, однако, заметить, что конкуренция различных стандартов на международном рынке приводит к тому, что разработчики и операторы сетей скандинавской системы подвижной телефонной связи (Nordic Mobile Telephone) NMT-450 и сетей американских аналогового и цифрового (с индексом D) стандартов AMPS/D-AMPS (Adsanced Mobile Phone Service - усовершенствованная подвижная телефонная служба) постоянно ведут работу по расширению перечня предлагаемых услуг и совершенствованию своих сетей. При этом в выигрыше оказываются и их абоненты. И хотя в силу целого ряда причин пользователи этих стандартов никогда не смогут получить такого обширного перечня услуг, как абоненты GSM, но, честно говоря, многим бывает достаточно и того, что есть.

В России, например, абоненты NMT-450 и AMPS/D-AMPS сейчас надежно защищены от “двойников”, решается проблема работы телефона с “родным” номером в других городах России и в некоторых зарубежных странах, что, конечно, нельзя назвать услугой роуминга, как это делается во многих рекламных материалах, но, в конечном счете, это дополнительное удобство для абонентов. В результате потребитель имеет возможность выбора того или иного сотового телефона - NMT-450, AMPS/D-AMPS или GSM - исходя из необходимых для него услуг, возможностей терминала и ожидаемого уровня оплаты за это “чудо техники”. При таком взгляде на российский рынок сотовой телефонии можно сказать одно: он продолжает развиваться в интересах самых разных пользователей. И хотя стандарт GSM будет явно доминировать (в апреле общее количество абонентов сетей GSM-900 превысило 200000), но и стандарт NMT-450, и стандарт AMPS/D-AMPS необходимы для многих потенциальных российских абонентов сотовой связи.

Что касается вопроса готовности клиентуры к новым мобильным услугам, то тут надо осознавать, что пользователь сотовых аппаратов привык выполнять, используя телефонную сеть общего пользования, определенные действия и отказываться от этой привычки ему не хочется. У него пока нет знания тех возможностей, которые дает мобильная связь. Он еще не всегда способен различить аналоговые и цифровые стандарты (например, NMT-450, AMPS и GSM). Тем более он не сможет говорить о различиях возможностей GSM-900 и GSM-1800. Этим незнанием и пользуются некоторые операторы при проведении рекламных кампаний, используя выражения типа “единственный” и “неповторимый”. Если же говорить о сетях GSM-900 и GSM-1800, то необходимо отметить, что GSM-1800 не является новейшим стандартом, как это преподносится в рекламных материалах, потому, что это лишь реализация технологии GSM в другом частотном диапазоне; такая же реализация есть и в диапазоне 1900 МГц. Поэтому, если закрыть глаза на небольшие технические различия, то можно просто называть их сетями GSM, предоставляющими одинаковые услуги.

Но все вышеописанные перспективы могут быть реализованы лишь при определенных условиях. Например, пользователи должны понимать, что многие услуги появятся только после создания сетей нового поколения. Проблема скорости передачи данных по имеющимся каналам связи уже сейчас стоит весьма остро. Чем ниже скорость соединения, тем больший дискомфорт испытывает пользователь Internet и тем меньший интерес проявляет он к всемирной компьютерной сети. А для передачи информации определенного вида, допустим видеоизображения, и вовсе необходимо, чтобы скорость подкачки данных превышала некоторый порог. По мере падения скорости соединения приходится отказываться сначала от видео, затем от звука, потом от графики - остается голый текст.

Как решается проблема скорости передачи данных в сетях GSM - это может быть темой следующей публикации, а сейчас подведем итог данного обзора. Мы стремились рассказать читателю и, надеемся, абоненту GSM о расширении перечня услуг при развитии современных средств связи, помогающих решать не только технологические проблемы, но и организационные для операторов, а также психологические для пользователя. Очевидно одно - если потребитель выбрал для себя стандарт GSM, то он морально уже настроен на дальнейшее изучение возможностей своего мобильного телефона и готов платить за многочисленные услуги, которые уже есть или появятся потом, но при условии, что оператор убедит этого абонента в целесообразности использования той или иной функции терминала. Так что надеемся, что операторы будут уделять больше внимания вопросу обучения своих абонентов, а их клиенты настроятся на то, что смогут в любое время и в любом месте земного шара пользоваться именно теми услугами GSM, которые будут способствовать их бизнесу или просто помогать в повседневной жизни.

С авторами статьи можно связаться по телефону: (095) 973-1325 или по E-mail: gsminfo@postman.ru.

К 2001 г., количество пользователей E-mail достигнет 83,9 млн., причем 15,6 млн. из них будут получать информацию на мобильные терминалы

В ближайшем будущем, используя мобильные терминалы и телефоны, можно будет принимать участие в видеоконференциях, работать в Интернет, заниматься электронной коммерцией

Версия для печати