Internet World’98: отчего Lufthansa завидует Otto?

 

Александр Беляков

 

Немецкая авиакомпания Lufthansa ожидает, что в этом году ее прибыль от электронной коммерции в Интернете составит 40 млн. DM. В то же время руководство торгующей практически всем компании Otto лишь посмеивается над такой суммой. Этот куда более удачливый коммерсант в прошлом году уже получил от электронной торговли прибыль в 420 млн. DM. Формула успеха почти банальна: на смену толстым каталогам торговли по почте пришли сияющие компакт-диски и улыбающиеся с Web-странички портреты Клаудии Шиффер.

Покупки в Интернете привлекательны для клиентов Otto своей оперативностью, простотой и легкой интригой. И дело здесь не только в весьма эротичных моделях, демонстрирующих более чем символически прикрывающую тело летнюю продукцию. Для каждой покупки разработана система пунктов, обещающих вознаграждение наиболее частым покупателям. Постоянно актуализируются лотереи. С 11 июня, например, проходит игра, посвященная Чемпионату мира по футболу. Есть свой клуб, покупатели могут посудачить о чем угодно, обменяться электронными адресами... Но поскольку конкуренты тоже не дремлют, Otto все время придумывает что-то новенькое.

Колоссальное развитие ожидает электронную коммерцию и в дальнейшем. Об этом свидетельствует одна из крупнейших Интернет-выставок, которая прошла в конце мая в столице Германии. Собственно, на этой выставке мне и приглянулся пример с Otto. На пресс-конференции международной фирмы OpenShop также сообщалось об успешном развитии этого вида торговли. Благодаря внедрению онлайновой оплаты с помощью eCash, SET и Pay-Card международные операции становятся безопасными.

Впрочем, изменения ожидают торговлю не только в плане презентаций товаров в Интернете, но и в организации самой коммерции. Так, Digital Equipment (теперь часть Compaq) представила кола-автомат, связанный через Интернет с единой торговой сетью.

Новинкой в области телевидения стала Webface - будущая виртуальная ведущая узла ZDF online (см. фото). Свой первый выход в прямой эфир она совершила во время трансляции с выставки. Новая "сотрудница" беседовала с посетителями, двигалась и даже выполняла желания собеседника. Ее прообраз, 18-летняя Корнелия Шлива, был выбран читательницами одного из женских журналов и посетителями "второго немецкого телевидения" - ZDF online.

Электронная ведущая ZDF online столь же

привлекательна, как и ее живой прообраз

По сравнению с прошлым годом, когда Интернет-форум впервые принимал более 11 тыс. компьютерных профи на немецкой земле, число посетивших выставку специалистов более чем удвоилось. В центре внимания помимо электронной коммерции были проблемы безопасности, онлайновый маркетинг и реклама, телефонная связь через Интернет, интра- и экстрасети, Cybercash и многое другое.

Несомненно важен вес в бизнесе тех, кто пришел на выставку. По данным организаторов, 64,2% из них руководители, 55% работают в международных фирмах. Почти 260 экспонентов из ряда ведущих фирм европейских стран и США представляли свои "ноу-хау". На параллельно прошедшем конгрессе 120 всемирно известных законодателей Интернет-моды делились своими знаниями с полутора тысячами участников. Среди прочих здесь выступили американский специалист Интернет-маркетинга Джим Стьерн (Jim Sterne), Web-Insider Осси Йуркс (Ossi Urchs) и президент RealNetworks Роб Глейзер (Rob Glaser). Одновременно с конгрессом проходил форум "Интернет и медицина".

На конференциях обсуждался весьма широкий спектр тем. Иногда доходило до острых дискуссий. Однако это не помешало участникам прийти к единодушному мнению в отношении "китов" Интернета. Так, все эксперты признали, что захватывающее развитие ожидает электронную почту.

По сведениям международной компании Lucent Technologies, число передаваемых за один день сообщений достигнет в 2001 г. 500 млн., а в 2005-м - 1 млрд. Количество пользователей вырастет соответственно до 125 и 200 млн. Европейский рынок онлайновой рекламы в этом году дойдет до отметки в 102 млн. DM и утроится до конца следующего года. Дальнейшее удвоение (до 662 млн. DM) ожидается в 2000 г.

Одновременно изменяется и дополняется законодательство. Многие предприниматели злоупотребляют рассылкой рекламы по электронной почте. В Германии как отечественных, так и зарубежных назойливых рекламодателей ожидают проблемы. Подобные акции регламентируются сразу двумя законами: о защите данных и о конкуренции. Получатель незаказанного рекламного послания может подать на отправителя в суд. Так что название "зона свободной торговли", как ныне именуют Интернет, отнюдь не означает, что рекламная информация может пожаловать к вам без приглашения.

Впрочем, категории пользователей, для которых получение информации по электронной почте является приоритетом, разрастаются. К примеру, 68% немецких журналистов предпочитают получать пресс-релизы в онлайновом режиме. Соответствующий сегмент рынка сразу же был занят агентствами, специализирующимися на работе с прессой.

Не менее популярной темой был и электронный маркетинг. По данным проведенных в ФРГ исследований, 65,1% пользователей различных видов онлайновой рекламы обращаются за информацией о продуктах, 42,3% интересуются данными о фирмах-производителях, 19,8% принимают участие в лотереях и розыгрышах и лишь 10,7% просматривают рекламу. Любопытен и тот факт, что 27,3% пользователей имеют доход более 5000 DM в месяц. И их доля в Интернете неуклонно растет.

Все это способствует изучению потребительского спроса и успешному продвижению на рынке. Выставки подобного рода как нельзя кстати подходят для общения с потенциальными клиентами и экспертами. Поэтому многие фирмы уже сейчас зарезервировали себе место на Internet World’99. Она пройдет в экспоцентре Берлина с 8 по 10 июня на площади как минимум 10 000 кв. м.

Пока российские экспоненты - нечастые гости такого рода мероприятий. Впрочем, европейцев это ничуть не печалит. А немецкие организаторы могли бы ответить популярным в Германии высказыванием а-ля Горбачев: "Кто поздно приходит, того наказывает жизнь".

Версия для печати