Ольга Блинкова

Свершилось. Microsoft, никогда не баловавшая рынок ГИС своим вниманием, сделала мощный рывок, который, по предварительным оценкам, может привести к тому, что 80% рынка ГИС в ближайшем будущем займут продукты этой корпорации. Microsoft объявила, что в состав MS Office 2000 будет входить геоинформационная система MapPoint. Объявленная цена продукта - $109. В связи с этим у мирового ГИС-сообщества возникает множество вопросов, в частности:

1. Каким образом Microsoft удастся продавать функциональную ГИС с набором данных (причем данные для каждой страны будут свои) всего за $109? И это действительно вопрос, потому что сегодня средняя цена полнофункциональной ГИС составляет чуть менее $2000. Это, разумеется, без данных.

2. Раз MapPoint будет продаваться в той или иной стране со своим набором данных, возникает второй закономерный вопрос: каким образом Microsoft получит российские данные, у кого она их купит, существуют ли такие данные вообще и как повлияет стоимость этих данных на цену MapPoint в России?

Увы, эти вопросы пока остаются без ответа. Но в ходе многочисленных обсуждений MapPoint в Интернете промелькнула информация, что Microsoft бросила на разработку MapPoint сотни специалистов. И это указывает на то, что корпорация очень серьезно намерена бороться за рынок ГИС.

Очевидно, что с появлением на рынке MapPoint число пользователей ГИС резко возрастет. Дело в том, что 80% из них используют около 20% функций современной стандартной ГИС (такой, как ArcView, например). Они поступают так потому, что являются занятыми людьми, и потому, что самые распространенные функции, как правило, и самые простые. Для таких людей и предназначен MapPoint.

Чего хотят пользователи? Они хотят рисовать географические карты, схемы и картодиаграммы, определять местонахождение объекта по адресу и выполнять еще некоторые простейшие операции, например выбирать на карте объекты с общими свойствами. Удивительно, но на рынке ГИС нет продуктов, позволяющих делать вышеперечисленные операции легко. Разработчики существующих ГИС упорно совершенствуют аналитическиефункции, крайне необходимые для профессиональных ГИС-аналитиков, но абсолютно излишние для простых пользователей. Таким образом, чтобы начать работать с ГИС, нужно овладеть многими знаниями и потратить много времени. Значительно больше, чем может себе позволить человек, не занимающийся геоинформатикой профессионально. Кроме того, можно себе представить, какие преимущества MapPoint даст тем разработчикам и пользователям, кто использует стандарты Microsoft. А таких сейчас - большинство.

MapPoint служит доказательством того, что на действительно большом рынке ГИС в течение многих лет не было продукта, которым мог бы легко пользоваться непрофессионал. Другими словами, ничего похожего на MS Word на рынке ГИС не предлагалось. Можно ожидать, что появление MapPoint приведет к оживлению этого рынка. Совершенно очевидно, что многим пользователям MapPoint через некоторое время потребуются функции, отсутствующие у MapPoint. Тогда им понадобится более мощная ГИС.

К автору, научному редактору журнала “ГИС-Обозрение” можно обратиться по адресу: blinkova@seabed.kharkov.ua.

Версия для печати