Петр Чачин

Европейская ассоциация пейджинговой связи ЕРРА на своем ежегодном конгрессе, прошедшем в октябре в Афинах, сообщила данные о состоянии рынка пейджинга в Европе. Как известно, из-за бурного развития сотовой связи стандарта GSM пейджинг во многих европейских странах достаточно долго считался умирающим видом коммуникации (в США ситуация складывается по-другому: здесь более 40 млн. абонентов пейджинговых сетей - см. PC Week/RE, № 39/98, c. 21). Ныне опубликованные материалы говорят о резком росте числа абонентов пейджинговых сетей в европейском регионе. Прошедший с прошлого конгресса ЕРРА год показал, что Европа стала наиболее быстрорастущим пейджинговым рынком в мире: в целом по континенту количество абонентов увеличилось на 57%. Если же смотреть по отдельным странам, в Испании эта цифра выросла на 225%, во Франции на 106%, в Германии и Великобритании - более чем на 45% (данные исследований агентств KPMG и The Strategis Group). В этом году ожидается, что в таких странах, как Франция, Швеция и Норвегия, число владельцев пейджеров превысит 5% населения. Всего пару лет назад такой уровень считался бы фантастическим, особенно в скандинавских странах, где сотовые телефоны есть даже у студентов и подростков.

Резкий рост популярности пейджинга объясняется двумя основными причинами - введением службы CPP (Calling Party Pays) и чрезвычайной маркетинговой и рекламной активностью операторов, ориентирующихся прежде всего на молодежь. По условиям СРР за обслуживание пейджера платит не его владелец, а тот, кто отправляет сообщение. При этом стоимость такой услуги крайне низка, а сами устройства достаточно часто достаются людям в качестве подарков или призов. К сожалению, введение СРР в нашей стране пока невозможно ни по техническим, ни по психологическим условиям - таково мнение отечественных операторов персонального радиовызова.

В 1997 г. в Европе насчитывалось 8,9 млн. пользователей радиопейджинга. Ожидается, что к концу нынешнего года число клиентов этого вида связи превысит 10,9 млн. (оценка The Strategis Group).

Наибольшее количество абонентов имеют Франция ( 2,6 млн.), Англия (2,0 млн.), Германия (1,6 млн.), Нидерланды (1,1 млн.), Испания (600 тыс.), Швеция и Россия (по 400 тыс.).

По данным The Strategis Group, в 2000 г. число владельцев пейджеров в Европе достигнет 14,3 млн., а к 2003 г. - 17,9 млн. По прогнозу KPMG, из 15,5 млн. абонентов в 2000 году 13,8 млн. будет приходиться на страны Европейского союза. Соответствующие показатели на 2004 г. - 23,4 и 20,6 млн. KPMG предсказывает, что средняя длина одного сообщения увеличится с 75 символов в 1997 г. до 125 символов в 2000-м и 183 - в 2004 г.

Среди наиболее существенных тенденций развития пейджинга отмечаются следующие:

- дальнейшее увеличение числа владельцев пейджеров при одновременном “омоложении” этой категории;

- значительное расширение информационных услуг - как платных, так и бесплатных (предоставление справочной, деловой и развлекательной информации по подписке, по запросу, по информационным каналам). Как следствие - увеличение доли корпоративных клиентов и более широкое применение пейджинговой связи в сфере бизнеса;

- внедрение новых типов пейджеров и пейджинга - появление графических, голосовых и двусторонних пейджеров существенно расширит потенциальную фокус-группу и области применения пейджинговой связи;

- появление сопряженных и объединенных с пейджингом дополнительных услуг, таких, как голосовая и факсимильная почта, электронная почта с уведомлением на пейджере, различные услуги, непосредственно связанные с Интернетом, дальнейшее расширение спектра “секретарских” услуг;

- использование пейджеров не только для передачи персональных и информационных сообщений, но и для дистанционного управления различными системами и устройствами, а также в целях охраны и сигнализации;

- дальнейшее уменьшение размеров самих пейджеров, особенно производимых в стандарте FLEX;

- расширение услуг автоматического роуминга на всю территорию Европы (сегодня автоматический роуминг поддерживают шесть европейских стран, в каждой - по нескольку операторов). Решение частотных вопросов позволит сделать роуминг более удобным и доступным для всех абонентов европейских пейджинговых сетей.

В России после событий 17 августа пейджинговый бизнес находится в состоянии стагнации (см. PC Week/RE, № 39/98, с.17, № -43/98, с. 3). Чтобы сохранить свои позиции на рынке, операторы пошли на сушественное снижение абонентной платы, скидки и бонусы. Некоторые из них продолжают внедрение новых протоколов и услуг. Важнейшим шагом может стать переход к коммерческой эксплуатации сетей стандарта FLEX и внедрение на этой базе принципиально новых услуг.

Версия для печати