Петр Чачин

Связь как часть инфраструктуры общества получила в ходе реформ, пожалуй, наибольшее развитие среди других секторов экономики и продолжает совершенствоваться несмотря на кризис. И если 5 - 7 лет назад основной упор в стране делался на предоставление базовых услуг связи (сотовые коммуникации, пейджинг и т. д.), то сегодня в условиях жесткой конкурентной борьбы все большее значение приобретает качество услуг связи. “Те организации, компании, фирмы, которые хотят добиться успеха на российском рынке, должны повернуться лицом к проблемам качества”, - считает вице-премьер Правительства РФ Владимир Булгак, курирующий сферу телекоммуникаций.

Такой же позиции придерживается и председатель Госкомсвязи РФ Александр Крупнов. Качество является стратегическим направлением совершенствования отрасли связи - такой тезис прозвучал в его выступлении на международном семинаре “Качество на телекоммуникационном рынке XXI века”. Этот прошедший в Москве форум собрал свыше 200 ученых, руководителей и ведущих специалистов операторских компаний, предприятий, являющихся разработчиками, производителями и поставщиками оборудования, банков, инвестиционных фондов и других организаций.

За семь лет существования государственной системы сертификации оборудования “Электросвязь” в стране создан рынок телекоммуникационных средств высокого технического уровня. Наряду с этой системой сравнительно недавно появилась структура добровольной сертификации качества услуг связи, информационных технологий и систем качества предприятий на основе международных стандартов серии ISO 9000; эта сертификация осуществляется институтом “Интерэкомс”. Кроме того, с 1997 г. Госкомсвязи РФ (www.ptti.gov.ru) проводит ежегодный конкурс телекоммуникационных предприятий. Для его победителей учреждена специальная премия в области качества. В первый же год в конкурсе приняло участие около 70 организаций (см. PC Week/RE, № 50/98, c. 6). Администрация связи России надеется, что со временем участниками этого мероприятия станут все 5000 субъектов телекоммуникационного рынка.

Не остались без внимания и теневые стороны борьбы за качество. “Нас упрекают, что сертификация стала почти отраслью бизнеса, а сотрудники чуть ли не вымогают зарубежные командировки”, - воскликнул на семинаре начальник одного из управлений Госкомсвязи. И действительно, у нынешней системы находится немало оппонентов, которые считают, что она не без изъяна и кое для кого превратилась в неплохую кормушку. Впрочем, система постоянно развивается, и по мере того как она приводится в соответствие с международными стандартами, возможностей для злоупотреблений остается все меньше. Будем надеяться, что прошедший семинар станет определенной вехой в превращении отечественного телекоммуникационного рынка в рынок высококачественных средств и услуг связи.

Оргкомитет семинара: (095) 192-8434, адрес: interecoms@hotmail.com.

Версия для печати