Ярослав Власов    

В начале декабря компания CompTek (www.comptek.ru) провела в Москве четвертую ежегодную конференцию, посвященную компьютерной и IP-телефонии. В очередной раз эта компания продемонстрировала необычную для дистрибьютора сетевого и телекоммуникационного оборудования деятельность по развитию информационной базы для продвижения новых технологий, активному участию в решении юридических вопросов, касающихся предоставления новых услуг связи.

С легализацией в этом году в России услуг IP-телефонии существенно вырос интерес к ним среди операторов связи. Поэтому ныняшняя конференция состояла из двух частей: фактически это были две разные конференции, и проходили они в разные дни. На первой - однодневной - речь шла о современных аппаратных и программных платформах CTI и интеллектуальных телефонных системах. Вторая - двухдневная часть - посвящалась теме “Рынок IP-телефонии: технологии и перспективы”.

В первый день представители компаний - производителей оборудования и ПО для этого сегмента телекоммуникационного рынка рассказали о собственных решениях для систем IP-телефонии. Прозвучали доклады не только о продукции Cisco Systems, Lucent Technologies, Ericsson, Dialogic, VocalTec Communications, MindCTI, но и о разработках российских фирм - “Тарио Трейдинг”, ”Светец”, “Вокорд Телеком”. Затем провайдеры и операторы связи, предоставляющие услуги IP-телефонии в России, поделились опытом использования IP-технологий для организации телефонной связи.

Следует отметить, что доклады на конференции были четко ориентированы на крупных операторов связи, в том числе региональных. Из 165 человек, принявших участие в разделе конференции, посвященном IP-телефонии, 49% составили представители московских компаний, 43% - интеграторы и операторы связи из российских регионов, а оставшиеся 9% - специалисты с Украины и из других стран СНГ. В разделе конференции, посвященном CTI, приняли участие 139 человек.

Операторы услуг связи проявили живой интерес к IP-телефонии (кстати, обеспечивающей в настоящее время очень высокую норму прибыли - от 50 до 1000%), желание досконально разобраться в особенностях технологии и оценить решения различных производителей оборудования.

Однако не все именитые вендоры смогли представить завершенные масштабируемые решения с развитой инфраструктурой, включающей в себя биллинг и средства управления. Пожалуй, наиболее внушительно выглядит решение компании Cisco Systems, чьи оборудование и ПО уже эксплуатируются в сетях американских провайдеров услуг IP-телефонии. В ближайшее время компания планирует завершить исследования по проверке совместимости своих шлюзов с распространенной в России системой телефонной сигнализации ОКС 7.

Lucent Technologies продемонстрировала существенное развитие своего решения для IP-телефонии на базе телекоммуникационного сервера Definity. В дополнение к модулю IP Trunk, обеспечивающему функции менеджера шлюза H.323 (gatekeeper), компрессию голоса и формирование IP-пакетов для передачи голосового трафика по IP-сети, Lucent разработала ПО Definity IP Softphone. Оно позволяет использовать подсоединенный к сети ПК в качестве IP-телефона с полным набором функций обычного цифрового аппарата. Пользователи ПК, в том числе мобильные, подключившиеся к серверу Definity через сеть Интернет и шлюз IP Trunk, могут принимать одновременно несколько телефонных вызовов, осуществлять перевод вызова и организовывать конференцию с числом участников до шести. Кроме того, в ближайшее время компания представит подключаемый через IP-сеть телефонный аппарат Definity IP Hard Phone серии 6616D+, полностью идентичный по функциям системному цифровому аппарату. Однако выяснилась интересная особенность - весь трафик между двумя такими IP-телефонами проходит через TDM-шину коммутатора Definity, что существенно отличает данное решение Lucent от IP-телефонов Cisco. Кроме того, для передачи телефонной сигнализации Definity через IP-сеть используется специальный модуль C-LAN, имеющий отдельное от IP-Trunk подключение к сети.

Компания Ericsson представила три направления работ в области VoIP: коммутатор WebSwitch 2000 с функциями офисной УАТС, сервер доступа Tigris и телекоммуникационную платформу IPT с поддержкой сигнализации SS7, развитой биллинговой системой и возможностью использовать телефонные карты с предоплатой. Платформа IPT активно используется в сети компании DeltaThree, имеющей точки присутствия более чем в 30 странах. Среди VoIP-приложений Ericsson следует отметить Phone Doubler, которое обеспечивает возможность телефонного вызова абонента, подключенного по dial-up к Интернету, не разрывая его IP-сессии.

На конференции многие операторы неоднократно поднимали вопрос о совместимости новых решений с уже широко распространенным в IP-сетях оборудованием для Интернет-телефонии компании Dialogic и ПО фирмы VocalTec. VocalTec сообщила о совместимости своих продуктов с голосовыми шлюзами Cisco. Однако в целом проблема совместимости по-прежнему остается актуальной, поскольку многие компании переходят на новый стандарт мультимедийной конференцсвязи H323 V2.

В докладе одного из старейших российских операторов IP-телефонии “Тарио Трейдинг” был затронут вопрос о совместимости аудиокодеков в продуктах компаний Cisco Systems и Dialogic (по неподтвержденным данным эта проблема уже решена). Аппаратно-программный комплекс для IP-телефонии, разработанный “Тарио Трейдинг” и уже получивший сертификат Госкомсвязи РФ, использует комплектующие компании Dialogic (D/41 ESC, D/160 SC-CL, DSP DM3/IPLink) и ПО собственной разработки для мониторинга, биллинга и управления, существенно удешевившее ее решение. Минимальная же стоимость комплекта ПО для биллинга услуг IP-телефонии, представленное израильской компанией MindCTI, составляет $30 000. Стоимость этого ПО, которое используют крупнейшие мировые операторы телекоммуникационных услуг (Bell Atlantic, China Telecom, Telia Lite), рассчитывается с учетом ежемесячного объема тарифицированных звонков - 500 тыс. мин, 1 млн. мин и т. д.

Для крупных операторов услуг связи этот хорошо зарекомендовавший себя продукт может представлять значительный интерес, поскольку обладает обширными возможностями, осуществляет биллинг в реальном времени, работает с предоплаченными и дебетовыми карточками, информирует абонента об остатке оплаченного времени. В основе продукта MindCTI лежит СУБД Oracle, что позволяет создавать гибкую схему скидок, учитывающую рабочие и выходные дни, дневное и ночное время.

Подводя итоги конференции, можно отметить, что идея IP-телефонии уже воспринята операторами связи и в ближайшем будущем мы станем свидетелями активного роста российской телекоммуникационной индустрии в этом направлении.

CompTek: (095) 785-2525.

 

Версия для печати