НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

К распределению сетевой полосы Toys “R” Us подходит обстоятельно

Сети на базе правил - одна из тех новинок, к которым большинство ИТ-менеджеров пока только присматриваются. Пусть кто-нибудь другой поэкспериментирует с новой технологией, а мы посмотрим, что из этого выйдет, - примерно такова их позиция. Одной из первых преодолеть всеобщий скепсис решилась фирма Toys “R” Us (Парамус, шт. Нью-Джерси), владеющая множеством магазинов по продаже игрушек. К сетям на базе правил она обратилась, чтобы проверить, смогут ли те обеспечить необходимую полосу пропускания для критически важных приложений именно тогда, когда она им потребуется.

Панчини: “Все смогут почувствовать, что такое

приложения, ориентированные на транзакции”

Дело в том, что в службу компьютерной помощи стало поступать много жалоб на медленную работу сети, и руководство фирмы решило сгладить пики нагрузки в своей ГВС. Переходу на сетевую политику на основе правил была одна-единственная альтернатива - полная реконструкция существующей сети для обеспечения беспрепятственного прохождения любых объемов трафика в любое время суток.

“Нужно было защитить интересы важных приложений, пусть даже за счет таких второстепенных задач, как FTP, архивирование файлов, пересылка больших почтовых сообщений, - рассказал Пол Панчини, директор сетей передачи голоса и данных Toys “R” Us. - Зачастую на нас обрушивался буквально шквал звонков только из-за того, что кто-то присоединил к своему почтовому сообщению гигантский файл”.

Хотя многие маршрутизаторы уже оснащены механизмами поддержки приоритетных очередей различных видов трафика, их эффективность в последнее время снижается. Это стало результатом все более широкого распространения стандарта приоритизации пакетов IP Type of Service, разработанного группой технической поддержки Интернета IETF. Нужны были средства, помогающие ИТ-службам централизованно управлять конфигурацией и политикой приоритизации трафика сразу на всех маршрутизаторах крупной компании. В качестве инструмента для централизованного администрирования был выбран пакет Orchestream/Enterprise Edition нью-йоркской фирмы Orchestream. Это было сделано даже несмотря на то, что в сетях Toys “R” Us используются маршрутизаторы фирмы Cisco, которая выпускает собственный комплект того же назначения.

“Продукт Cisco нам не очень тогда понравился, - пояснил Панчини. - У него был один серьезный недостаток: если у вас задана конфигурация для приоритетных очередей по умолчанию и вы запустили это инструментальное приложение, оно полностью удаляет все установленные параметры и изменяет конфигурацию системы. А пакет Orchestream просто добавляет свои данные к тому, что уже имеется”.

Фирма Orchestream в то время была агрессивным новичком, буквально жаждавшим поделиться своим опытом. “Наши инженеры провели немало времени у заказчика, помогая ему развернуть сеть на основе правил, - отметил Джим Хэйр, ее старший вице-президент по сбыту. - Но даже в таких условиях планирование заняло полтора месяца. Единственная причина, сдерживающая широкое распространение технологий качества обслуживания QoS, - отсутствие опыта работы в корпоративной среде”.

Панчини с ним полностью согласен: “Чтобы правильно настроить очереди для управления трафиком, приходится изучать массу самых разных аспектов. Нужно знать, как системы общаются между собой, по каким путям распространяется информация между маршрутизаторами, как идентифицировать критически важные приложения и как построить матрицу взаимодействия всех имеющихся приложений”.

Труднее всего научиться определять, какие приложения используют сеть в каждый момент. А без этого не обойтись.

“Нас буквально шокировало, какое множество приложений развернуто в нашей сети, - сказал Панчини. - На серверах и клиентах были установлены сотни и сотни программ, непрестанно общающихся друг с другом. Львиная доля труда ушла на их идентификацию”.

В Toys “R” Us такая идентификация была необходима, чтобы установить порядок распределения имеющейся полосы пропускания по приоритетам. Сначала весь трафик разделили на четыре очереди, каждая из которых содержала иерархическую систему приоритетов. Наивысшая степень важности была присвоена приложениям, основанным на устаревшем протоколе DECnet (они работали на компьютерах корпорации Digital Equipment). “Большинство таких приложений решало самые ответственные задачи, включая обслуживание торговых точек. Мы хотели придать им наивысший статус в рамках соглашения об уровне сервиса”, - отметил Панчини.

Во вторую очередь были включены IP-приложения с высоким приоритетом, в том числе служба каталога клиентов, интерактивные IP-приложения, системы планирования рабочего процесса. Сюда же вошли некоторые средства Интернета, обеспечивающие, кроме всего прочего, доступ из магазинов фирмы к ее Web-узлу электронной коммерции.

Третью очередь составили IP-сервисы со средним уровнем приоритета, в том числе, по словам Панчини, и все приложения, важность которых еще только предстояло определить.

И, наконец, в четвертую очередь вошли IP-приложения с низким уровнем приоритета - FTP, электронная почта, сервер SMS (System Management Server - сервер управления системой) корпорации Microsoft, передача файлов зон DNS (Domain Name Server - сервер доменных имен) и все “тяжелые” приложения, не требующие быстрой реакции. В эту очередь также помещаются все пакеты неопознанных приложений. “Если кто-то без нашего ведома размещает в сети важное приложение, мы узнаем об этом по обращению в службу компьютерной помощи. После этого делается попытка найти для новой программы подходящее место в иерархической системе, а затем и разработать соглашение об уровне сервиса для нее”, - рассказал Панчини.

Программный компонент системы обслуживания на основе правил зиждется на сервере политики, который работает под управлением Windows NT. В его состав входит консоль управления, база данных Open Database Connectivity корпорации Oracle и прокси-агент, собирающий данные об устройствах. Этот агент оснащен планировщиком, драйверами для маршрутизаторов Cisco и Nortel Networks, а также драйверами для сетевого оборудования Lucent Technologies и ряда других производителей.

На первом этапе ПО для обеспечения качества сервиса QoS было установлено на шестнадцати маршрутазиторах Cisco, обслуживающих те хранилища данных Toys “R” Us, где отмечались наибольшие задержки. В дальнейшем, по мере освоения новой технологии, система должна охватить все 1200 магазинов фирмы.

Говорить о результатах выполнения программы пока рано, но Панчини надеется, что она намного повысит эффективность использования существующих каналов ГВС Toys “R” Us.

“Все смогут почувствовать, что такое приложения, ориентированные на транзакции, а это, как мы рассчитываем, уменьшит поток обращений в службу технической поддержки”, - заявил Панчини.    

Контроль за трафиком

Когда нужно определить, какие приложения используют сеть Toys “R” Us, сетевые инженеры фирмы обращаются к услугам зондов RMON2 и программы Traffic Accountant фирмы Concord Communications.

Версия для печати