Петр Чачин    

Глобальная система персональной спутниковой связи Globalstar (www. globalstar.com) успешно набирает обороты: в феврале было закончено формирование ее космического сегмента, но уже сейчас ее услуги стали доступны в 40 странах мира, включая Россию (см. PC Week/RE, № 28/2000, с. 1). Ожидается, что к концу года система будет обслуживать 100 стран.

Александр Вышлов (слева) Геннадию Гичкину: “В России еще не телефонизировано 40 тыс. населенных пунктов!”

Развертыванием системы занимается фирма Globalstar L.P. (Сан-Хосе, шт. Калифорния), представляющая собой консорциум ведущих телекоммуникационных компаний. Созданная в 1991 г. корпорацией Loral Space & Communications, она объединила в своем составе крупных изготовителей телекоммуникационного оборудования и ведущих операторов связи Qualcomm, Alenia Aerospazio, China Telecom, DACOM, Daimler Chrysler Aerospace, Elsacom, Hyundai, TE.SA.M (совместное предприятие France Telecom и Alcatel) и Vodafon.

Структура системы

Система Globalstar структурно разделена на три сегмента: космический, наземный и пользовательский.

Космический сегмент представляет собой группировку из 48 основных и четырех резервных искусственных спутников Земли (ИСЗ) массой менее 450 кг каждый, размещенных на круговых орбитах в восьми плоскостях по шесть спутников на высоте 1414 км. Эти ИСЗ рассчитаны на работу в течение 10 лет. 24 спутника Globalstar были выведены на орбиту российскими ракетами-носителями “Союз”.

Для того чтобы добиться высокой экономичности структуры, свести к минимуму риск возникновения технологических проблем и ускорить введение системы в эксплуатацию, низкоорбитальные спутники Globalstar были задействованы только в качестве ретрансляторов. Все операции по обработке вызовов и их коммутации проводятся на наземных станциях сопряжения, где аппаратура доступна для текущего технического обслуживания и может быть со временем модернизирована по мере появления новых, более совершенных технических средств. Выбранная для работы в сети технология CDMA (Code Division Multiple Access - многостанционный доступ с кодовым разделением каналов) позволяет эффективно использовать частотные ресурсы спутниковой связи.

Энтони Наварра, президент Globalstar L.P.: “Потенциальная емкость Globalstar составляет от 7 до 9 млн. абонентов”

Наземный сегмент включает в себя центр управления космической группировкой, пункты управления наземной инфраструктурой, сеть национальных и региональных станций сопряжения, сеть обмена данными. Сигнал с абонентского терминала передается через спутник на ближайшую станцию сопряжения, где проходит его обработка. Станции сопряжения, каждая из которых обслуживает обширную территорию радиусом в несколько тысяч километров, соединяют систему Globalstar с наземными телефонными сетями общего пользования, а также с сотовыми сетями.

Пользовательский сегмент системы будет представлен несколькими видами терминального оборудования, такими, как портативные трубки, мобильные комплекты и стационарные устройства доступа. Абонентские трубки (см. PC Week/ RE, № 8/2000, с. 1, 23, 39) аналогичны сотовым телефонам, имеют сравнимые размеры, массу и функциональные возможности. Мобильные комплекты будут адаптированы для работы на любом транспортном средстве (автомобиле, самолете, судне). Наряду с приемопередатчиком в них войдут антенна, усилитель, блок питания, динамики для громкой связи и т. д. Стационарные устройства доступа предполагается использовать для телефонизации удаленных объектов. К ним можно будет подключить не только телефонные аппараты, но и УАТС, таксофоны, ПК и проч.

Центр управления космическим сегментом системы

Портативные терминалы уже производятся компаниями Ericsson, Qualcomm и Telit. Аппараты Ericsson и Telit являются GSM-совместимыми, а трубки Qualcomm, помимо Globalstar, работают в сетях AMPS и CDMA. Многомодовые абонентские терминалы при работе в пределах сотового покрытия автоматически устанавливают связь в сотовой сети соответствующего стандарта, а за пределами зоны их обслуживания связь осуществляется в спутниковом режиме.

Globalstar обеспечивает своим абонентам глобальный охват и постоянный доступ в мировые телекоммуникационные сети на территории Земли от 70 град. южной широты до 70 град. северной. Система значительно расширяет возможности беспроводной связи в регионах, где услуги существующих сетей сотовой связи недостаточно широки или полностью отсутствуют. Ее абоненты, переезжая из одной страны в другую, могут звонить и получать звонки в любых точках земного шара. Низкая околоземная орбита спутников Globalstar позволяет избежать как задержек сигналов, так и эха, свойственных системам связи на основе высоко- и среднеорбитальных ИСЗ. Абонентский терминал будет находиться в зоне действия от двух до четырех спутников. При возникновении препятствия, например здания, терминал мгновенно установит связь с другим доступным ИСЗ.    

 

Услуги в России

Для предоставления услуг системы Globalstar на территории Российской Федерации была создана операторская компания “ГлобалТел” (www.globaltel.ru), учредителями которой выступили “Ростелеком” и Globalstar L.P. В задачи этой фирмы входит обслуживание наземного сегмента Globalstar в нашей стране, выполнение функций национального оператора и эксклюзивного поставщика услуг на территории России. “ГлобалТел” создает сеть связи с идентификационным кодом 954.

Доступ к системе своим партнерам Globalstar предоставляет по оптовым ценам. Национальные поставщики услуг проводят собственную тарифную политику, соответствующую условиям местного рынка. В настоящее время “ГлобалТел” заключил около 50 агентских договоров, и примерно столько же находится в стадии согласования.

“ГлобалТел” будет предоставлять следующие виды услуг: мобильная и стационарная телефонная и факсимильная связь, передача данных, глобальный роуминг, определение местоположения объекта, служба коротких сообщений и голосовая почта.

Ericsson R290

Абонентские трубки для работы в системе будут продаваться по цене около $1000 (без НДС), стоимость стационарного терминала составит $2900. Подключение к системе обойдется в $150. Пользователям будут предложены четыре тарифных плана. В рамках одного из них стоимость 1 мин разговора будет в пределах от $1,19 до $1,99 (без НДС). Не исключено, что в других ТП условия будут еще менее привлекательны.

Сейчас в российском сегменте работает порядка 200 терминалов. Ожидается, что к концу года их число может возрасти до трех тысяч. Однако достичь даже этого скромного уровня будет непросто: платежеспособных клиентов мобильной спутниковой связи в стране сейчас буквально единицы. На недавней пресс-конференции Globalstar в Москве Александр Вышлов, заместитель генерального директора “Ростелекома”, говоря о потенциальных возможностях для новой телекоммуникационной системы в нашей стране, напомнил, что в Российской Федерации свыше 40 тыс. населенных пунктов вообще не имеют телефонной связи, и сообщил, что “Ростелеком” продолжит внедрение спутниковой связи в Заполярье.

Рискну предположить, что в обескровленной реформами России жители упомянутых 40 тыс. поселков и деревень вряд ли в обозримом будущем станут клиентами “ГлобалТела”, так как уровень их доходов пока еще очень скромен, да и деловая активность в этих регионах невелика. Нелишне отметить, что и уже существующая инфраструктура сельской связи и радиофикации все последние годы переживает глубокий кризис и является убыточной для операторов и все менее доступной для населения.

Подобная же картина наблюдается и в районах Крайнего Севера. Связь здесь нужна, но платить за нее некому: производство падает, население покидает эти территории.

С другой стороны, данные услуги остро необходимы силовым структурам - они уже сейчас используются для управления операциями в Чечне. Но и здесь присутствует то же ограничение: армия по-прежнему испытывает острейшую нехватку финансовых ресурсов.

По утверждению Геннадия Гичкина, генерального директора “ГлобалТела”, в настоящее время прорабатываются вопросы с авиакомпанией “Аэрофлот” о возможности установки терминалов на борту самолетов, ведутся переговоры с Главкосмосом о монтаже терминала на станции “Мир”, интерес к услугам этой системы проявляет и МЧС. Определенные надежды возлагаются на бывших абонентов системы Iridium, для них предусмотрены весомые скидки при подключении. В общем, дело двигается, но, видимо, не особенно успешно. И здесь нельзя не вспомнить слова Александра Вышлова: “Возможно, эта услуга опережает время, но все большее число людей будет ощущать ее необходимость”.

“ГлобалТел”: (095) 797-2627.

Версия для печати