МОРСКИЕ КОММУНИКАЦИИ

Одним из средств противодействия морскому пиратству может служить система слежения за местоположением судов в опасных районах, которую Россия готова дополнить своими быстроходными катерами

Андрей Барановский, Александр Ужанов

В последние годы наблюдается всплеск пиратства в некоторых районах Мирового океана. Число разбойных нападений на торговые суда за 1985-1997 гг. увеличилось со 104 до 252, а за десятилетие с 1990-2000 гг. оно выросло в 4,5 раза. Суммарный ежегодный урон от морского разбоя уже превышает 16 млрд. долл. Лакомой добычей становятся и богатые яхты.

Из последнего ежегодного доклада по пиратству, опубликованного Международным морским бюро (штаб-квартира в Куала-Лумпуре) следует, что истекший год стал рекордным по количеству нападений на торговые суда в Мировом океане. Приведенная статистика пиратских жертв за 2000 г. весьма удручает - убито 72 и ранено 99 человек, произведено около 500 абордажей в открытом море, на якорных стоянках и в портах.

Катер “Мангуст”

Расположенный в Куала-Лумпуре Региональный центр по борьбе с пиратством круглосуточно получает и передает информацию о нападениях морских разбойников, используя международную систему спутниковой связи Inmarsat-C и спутниковую систему навигационного предупреждения NAVTEC. Центр выполняет связующие функции между правоохранительными ведомствами Юго-Восточной Азии, а также предоставляет бесплатные услуги грузоотправителям.

Одним из способов борьбы с пиратством, по мнению специалистов Международной морской организации IMO, является создание технических средств экстренного оповещения правоохранительных органов о совершенном нападении. С этой целью фирма Racal разработала систему автоматического слежения за местоположением судна и крупногабаритных грузов, например контейнеров, которая использует спутниковую систему Inmarsat. Эта система представляет собой малогабаритное устройство определения местоположения судна с помощью навигационной системы GPS и передатчика, созданного на основе предыдущей разработки фирмы Racal Tracs-Sat/C. Она может быть скрытно установлена инженерами фирмы и замаскирована вместе с антенной, чтобы не выделяться среди других обычных технических средств судна.

Принцип работы системы следующий. Капитан судна перед выходом в море уведомляет операторов поста контроля о маршруте. Через заранее установленные промежутки времени находящаяся на борту аппаратура автоматически передает на пост контроля данные о местонахождении судна, которые отображаются на электронной карте. В случае отклонения от намеченного маршрута система сама подает сигнал тревоги, и операторы принимают решение: с кем связаться, чтобы проверить состояние дел на судне.

Россия, на чьи суда также совершаются нападения, ныне предлагает свои услуги для борьбы с пиратством, в том числе быстроходные катера и активные и пассивные системы слежения. Они могут заинтересовать страны, где пиратство достигло угрожающих размеров.

“Мираж” - гроза пиратов

Катер “Молния” производства Рыбинского судостроительного завода оснащен ударным ракетным комплексом с четырьмя сверхзвуковыми ракетами “Москит”. Для запуска ракет и управления ими использована современная активно-пассивная радиолокационная система “Гарпун-Бал”. Она имеет высокую помехозащищенность, осуществляет наблюдение одновременно за 15 целями и выдает целеуказания одновременно по шести целям. Дальность действия комплекса в активном режиме достигает 120 км, в пассивном режиме - 500 км. Кроме того, “Гарпун-Бал” может быть использован для навигации.

Катер “Мираж” водоизмещением 120 тонн предназначен для охраны экономической зоны и территориальных вод. Штурманское и навигационное вооружение его включает импортную интегрированную навигационную систему Navy Bridge 2000, состоящую из радара Bridge Master C181/4 АТ, приемоиндикатора MK53G, видеоплоттера Navy Master 2006.

Navy Bridge 2000 позволяет хранить в памяти и выводить на электронные карты всю необходимую информацию для штурмана. Также вводится и обрабатывается информация о местонахождении катера с помощью GPS и береговых станций радионавигационной системы DECCA.

Зеленодольское проектно-конструкторское бюро в 1998 г. построило речной пограничный катер (проект 12130) для ФПС РФ, способный контролировать морскую акваторию общей площадью до пяти тысяч квадратных морских миль. Он имеет оборудование для поддержания эффективной двусторонней связи в диапазонах ПВ/КВ, УКВ и указанную выше систему Navi-Bridge 2000.

Для повышения вероятности обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания радиолокационной системе управления артустановками и станции постановки активных помех на катере установлена РЛС обнаружения типа “Позитив-Э”.

Версия для печати