АВИОНИКА

Широко используемый в настоящее время для перевозок гуманитарных сверхтяжелых (до 140 т) и сверхгабаритных грузов для ООН рамповый Ан-124-100 “Руслан” создан в начале 80-х годов как военно-транспортный самолет. Основное его назначение - переброска тяжелой бронетанковой техники. Обычно во время военных действий нарушается наземная система управления воздушным движением. Поэтому на “Руслане” установили три крупных радиоэлектронных комплекса (навигационный, пилотажный и радиосвязной), позволяющие вести полет при минимальной зависимости от наземных служб. Надо отметить, что разнообразным электронным оборудованием для управления снабжены и самолеты других систем, но там оно играет подчиненное значение.

Фрагмент кабины “Руслана” с оборудованием

навигационного и связного комплексов

Первоначально все радиоэлектронное оборудование военных Ан-124 было отечественное. И только когда самолеты стали использоваться для перевозок гражданских грузов, а 70-85% их ведется за пределами России, на них разместили некоторые импортные системы авионики (GPS, TCAS).

Навигационный комплекс современных грузовых “Русланов” состоит из шести радиосистем: дальней и ближней навигации, группы датчиков РЛС, астронавигационной, космической (GPS) и полностью автономной инерциальной навигационных систем, которые и позволяют вести отсчет полета от точки вылета.

Информация о всех координатах самолета передается на управляющую вычислительную систему (УВС) и в обработанном виде поступает пилоту на дисплеи и другие приборы отображения информации, а также на пилотажный комплекс и через радиоканал в диспетчерскую наземную службу.

АН-225 “Мрiя” на аэродроме “Гастомель” близ Киева

Пилотажный комплекс Ан-124-100 состоит из системы датчиков пространственного положения самолета относительно трех осей координат (аналог вестибулярного аппарата человека). В ней преобладают приборы, основанные на принципе гироскопии и инерциальные (получают информацию из навигационного комплекса). Вычислитель пилотажного комплекса выдает информацию пилотам на авиагоризонт и в систему автоматического управления (САУ), которая раньше называлась автопилотом.

Недавно Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в два раза ужесточила нормы отклонения по вертикальному эшелонированию полетов. Они снижены с 600 до 300 м: если раньше, летя на высоте 9000 м, самолет мог отклоняться от нее вверх или вниз на 300 м, то сейчас - только на 150 м. Введенная ИКАО система была названа RVSM.

Отечественная промышленность своими силами доработала пилотажный комплекс, позволяющий выдерживать новые жесткие параметры высоты полета.

К сожалению, этого нельзя сказать о системе предотвращения столкновения в воздухе - TCAS. Она выдает рекомендации пилотам, какой вертикальный маневр надо сделать, чтобы избежать столкновения или опасного сближения самолетов. Системы TCAS в России не производятся, и для “Русланов” их пришлось импортировать. Так, крупнейший владелец этих самолетов авиакомпания “Волга-Днепр” купила их в счет кредита на 1,5 млн. долл., полученного в “Эксимбанке” США.

Совместная работа навигационного и пилотажного комплексов позволяет вести полет по заданному еще на земле маршруту. В частности, в УВС навигационного комплекса вводится программа маршрута, проложенного через 32 промежуточных пункта. И задача штурмана состоит лишь в периодической проверке соответствия истинного положения самолета (через астронавигационную систему) показаниям УВС.

Радиоэлектронный комплекс АН-124-100 “Руслан”

Радиосвязной комплекс состоит из блоков глобальной связи, работающей на КВ, диспетчерской или командирской (действующей обычно на УКВ) и аварийной связи. Но и здесь в последнее время происходят перемены. ИКАО, ссылаясь на значительное увеличение числа самолетов, находящихся одновременно в воздухе, потребовала введения новых стандартов частоты работы, выделенной для каждой радиостанции. В результате полоса была уменьшена в три раза - с 25 до 8,33 кГц. Поэтому на “Русланах” установили по две новые радиостанции “Орлан” (одна резервная) отечественного производства.

ИКАО, стремясь повысить безопасность полетов во все более перегруженном небе планеты, постоянно ужесточает требования к их радиоэлектронному оборудованию.

В ближайшее время на “Русланах” предстоит модернизировать систему предупреждения опасного сближения с землей (как бы промежуточную между пилотажным и навигационным комплексами). Если сейчас расстояние до земли измеряется радиовысотомером, то вскоре оно будет проверяться с помощью радиолокатора.

Надо менять и систему GPS фирмы “Гармин” на более точную. Это связано с требованиями снижения боковых отклонений самолета от заявленного маршрута с 5 до 1 мили. Вероятно, ее придется импортировать.

В заключение следует отметить, что аналогичное оборудование установлено и на самом большом в мире транспортном самолете АН-225 “Мрiя”, летные испытания которого проводятся на аэродроме “Гастомель”, принадлежащем АНТК им. Антонова. Этот шестимоторный гигант грузоподъемностью 250 т представлен на нынешнем аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, Франция.

Версия для печати