АВИОНИКА

Наш еженедельник уже рассказывал о МАКС-2001 (см. PC Week/RE, № 31/2001, с. 1, № /2001, с. 16) и образцах радиоэлектронных средств российской авиатехники, выставленных на этом авиакосмическом салоне. Ниже речь пойдет о средствах радиоэлектронного противодействия (РЭП), а также средствах опознавания и связи.

Системы РЭП призваны обеспечивать незаметность самолета для противника. В павильоне, который “оккупировало” КБ им. П. О. Сухого вместе со смежниками, были представлены разработки Калужского научно-исследовательского радиотехнического института (КНИРТИ, knirti@obninsk.com). Его системами РЭП оснащены все “сушки”. Так, станция помех “Хибины” версии Л145ВЕ установлена на бомбардировщике Су-32, КС418Е - на Су-24. Они размещаются в подвешенном к самолету контейнере.

Станция активных помех Л005-С для защиты

самолетов Су от средств ПВО противника

Системы создают помехи радиолокаторам противника по боковым лепесткам. На практике это означает, что самолет не виден при работе радара в режиме общего обзора. То есть зачастую отпадает необходимость в дорогостоящих и очень неуклюжих в бою самолетах на основе технологии СТЭЛС. Заметим, что до сих пор помехи создавались только тогда, когда самолет был уже захвачен лучом и находился в режиме сопровождения.

Подобное решение РЭП, при котором осуществляется формирование многоканальных помех, стало возможным благодаря применению DREM (цифровой памяти). Отечественные разработки в этой области находятся на уровне западных, а в чем-то и опережают их.

Естественно, что в условиях почти полного отсутствия заказов от своих военных, разработчики средств РЭП стали искать экспортные ниши. Наиболее перспективным оказалась модернизация средств радиоэлектронного противодействия для самолетов и вертолетов, поставленных странам третьего мира еще во времена СССР. У этих стран нет средств для закупки новых устройств РЭП как в России, так и на Западе.

Благодаря использованию цифровой памяти, антенным решеткам и новой элементной базе даже станции “Сирень”, СП-141 и СП-151 приобретают новое качество. Первоначально наши зарубежные контрагенты в такое не верили - уж слишком эти станции допотопны. Причем их модернизация очень проста - замена одних модулей другими, а стоимость обновления в два раза ниже, чем цена новых американских средств РЭП (за два контейнера Россия берет столько же, сколько США за один, т. е. 1 млн. долл.). Несмотря на дороговизну комплектующих, доработка станции для МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, а также Су-22 и Су-25 обходится в сумму от 150 до 300 тыс. долл.

Нашли зарубежных покупателей и калужские станции создания помех “Смалта-ПГЕ” (глубокая модернизация “Смалта-В”). Их устанавливают на вертолетах Ми-8СМВ, проданных в свое время Сирии.

Изделия предприятия “Спец-радио” из Белгорода (SpetzRadio@belgtts.ru) решают другую задачу - обнаружение, распознавание и траекторное сопровождение до 100 наземных, морских и воздушных целей по излучениям их собственных радиоэлектронных средств. Трехкоординатный комплекс пассивной локации 85В6-А предназначен для работы в составе частей и подразделений ЗРВ, РЭП и других родов войск.

Средства государственного опознавания воздушных судов проектирует и производит ГУП “Федеральный НПЦ “Радиоэлектроника” им. В. И. Шимко” (rubezh@tol.ru). Чтобы не сбить свое воздушное судно, на каждом из них устанавливается аппаратура опознавания “свой - чужой”. В 1976 г. секрет именно такой отечественной системы выдал пилот Беленко, перелетев на МиГ-25 в Японию. После его побега пришлось истратить многие миллионы рублей на замену оборудования практически на всех самолетах советских ВВС.

НПЦ “Радиоэлектроника” выпускает запросчик 623 системы опознавания Мк-XII, устанавливаемый на всех российских истребителях. Ответчик 4205 обеспечивает в криптографическом режиме опознавание малоразмерных воздушных судов. НПЦ производит и миниатюрную засекречивающую аппаратуру, которая обеспечивает шифрование подаваемых в ответчики и запросчики сигналов, необходимых для реализации криптографического режима опознавания. Масса этого прибора 4,2 кг, потребляемая мощность 3,5 Вт.

Наличие на борту только системы распознавания “свой - чужой” не гарантирует безопасности полета. Без радиосвязи не обойтись. Новое поколение унифицированных радиосредств серии “Фазан” представил на МАКС-2001 Владимирский завод “Электроприбор” (vert@vtsnet.ru). Серия состоит из радиостанций “Фазан-Р2” и “Фазан-Р5”, передатчика “Фазан-П2” и приемника “Фазан-ПРМ”. По сравнению с ранее выпускавшейся серией “Полет” указанные средства радиосвязи имеют меньшие габариты, массу (от 15 до 25 кг) и потребляемую мощность. Предлагает завод и новые наземные радиостанции авиационной радиосвязи Р-997. Они работают в диапазоне частот 100-149,975 и 220-399,975 МГц. Управлять радиостанциями, которые в основном монтируются на шасси автомобилей высокой проходимости, можно и дистанционно.

Номенклатура московского Опытного завода № 408 ГСГА России (plant408@stk.mmtel.ru), уже долгое время специализирующегося на разработке и создании технических средств для связи, навигации и управления воздушным движением, весьма внушительна - 32 наименования. Среди новейших разработок следует отметить систему наблюдения, связи и передачи данных для управления полетами “Прогноз” и комплекс автоматизированной связи для авиационных диспетчеров “КАРСАД-2”.

Версия для печати