БЕЗОПАСНОСТЬ

Возникла и развивается новая парадигма управления - менеджмент, основанный на знаниях.

Более 80% оперативной и стратегической информации, необходимой для профессиональной деятельности компании, органа власти, международной организации или иной структуры управления (далее - Корпорация), может быть получено через Интернет. По последним оценкам, ресурсы Всемирной паутины составляют 550 млрд. документов [1], из которых 40% доступны бесплатно [2]. Навигацию в этом многообразии обеспечивают более миллиона поисковых систем, каталогов, баз данных.

Внутрикорпоративная информация неадекватно отражает состояние и тенденции изменения коммерческих и иных условий, поэтому принятие решений только на ее основе рискованно. В 60-х годах, с появлением тиражируемых ЭВМ, в США возникло направление информационных технологий под названием конкурентная, или деловая, разведка. Хотелось бы разделить эти два понятия.

Под конкурентной разведкой будем понимать комплекс мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению менеджеров знаниями о состоянии и тенденциях изменения внешнего окружения Корпорации. В основе конкурентной разведки лежит анализ доступной информации о бизнесе и своевременное представление результатов такого анализа. “В отличие от деловой разведки, конкурентная разведка - это анализ, ориентированный на будущее, он помогает менеджерам принимать наилучшие решения” [3]. Получаемое таким образом информационное преимущество переводится в устойчивое конкурентное превосходство Корпорации.

Цели создания службы конкурентной разведки:

- управление рисками бизнеса;

- раннее выявление угроз, уязвимостей, возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса;

- обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия нестандартных решений.

Задачи службы конкурентной разведки:

- сбор важной для Корпорации информации на регулярной основе;

- автоматический предварительный анализ потока собираемых сведений (классифицирование);

- своевременное информирование руководителей и персонала Корпорации о критически важных событиях;

- управление отношениями с клиентами;

- обеспечение простого доступа к знаниям Корпорации персонала и клиентов;

- оперативный анализ неструктурированной и структурированной информации (извлечение новых знаний).

Традиционный цикл работы службы конкурентной разведки (управление корпоративными знаниями - поддержание в актуальном состоянии и развитие корпоративной базы знаний) включает:

- постановку очередной задачи и ее отражение в корпоративном классификаторе;

- выявление и оценку качества проблемно-ориентированных источников, каналов и архивов;

- выявление и опрос экспертов, компетентных в изучаемой области, документирование мнений;

- сбор и определение качества электронной информации, получаемой из всех доступных ресурсов: внешних источников, через Интернет, от сотрудников;

- сбор и определение качества опубликованной в бумажном виде информации и при необходимости перевод ее на электронные носители;

- сбор всей внутренней информации, доступной в электронной форме, включая переписку, претензии и пр.;

- документирование результатов работы;

- потоковую классификацию всей входящей в корпоративное хранилище информации и уведомление о критически важных новостях персонала Корпорации.

Управление, основанное на знаниях, осуществляется следующим образом. Эпизодический доступ к хранилищу данных руководства, персонала без специальной подготовки, клиентов и розничных покупателей производится в соответствии с правами доступа через специальный интервьюирующий интерфейс, корпоративный классификатор и традиционную систему поиска в текстах [4-6] . Текущий анализ и поручения руководства на подготовку отчетов выполняют эксперты службы конкурентной разведки с помощью средств доступа и анализа корпоративного хранилища информации.

Сферы интересов конкурентной разведки:

- Конкуренты. Наблюдение за конкурентами, кредиторами, заемщиками, контрагентами Корпорации, выявление структуры предложения, оценка технологического потенциала конкурентов и выявление их ведущих специалистов.

- Политика. Выявление групп давления и отдельных лоббистов, их использование для продвижения благоприятных для Корпорации политических решений.

- Государство. Использование органов власти для пресечения противоправной деятельности конкурентов, инициация проверок и судебных расследований.

- Криминал. Мониторинг правомочности действий интересующих Корпорацию персон и юридических лиц, прогнозирование и профилактика афер в сфере деятельности Корпорации, сбор доказательств для судебного преследования и иного противодействия, управление рисками бизнеса.

- Право. Мониторинг законодательства в области жизненных интересов Корпорации, профилактика обстоятельств непреодолимой силы.

- Потребители и корпоративные клиенты. Учет и анализ претензий, предпочтений и предложений; персонификация и улучшение качества обслуживания, назначения и перемещения руководителей, контакты с конкурентами.

- Заказы. Наблюдение за объявлениями конкурсов, тендеров, подрядных торгов, распределением бюджетных и иных крупных заказов, выявление потенциальных заказчиков и инвесторов, изучение технологических и иных преимуществ победителей конкурсов.

- Маркетинг. Сбор информации о крупных сделках, изменении цен, спроса и предложения, появлении конкурирующих продуктов и услуг.

- Финансы. Мониторинг предложений кредитных организаций, грантодателей, благотворительных фондов, спонсоров, властей.

- Нематериальные активы. Выявление и сбор доказательств для судебного преследования субъектов, незаконно использующих объекты интеллектуальной собственности.

- Патенты. Мониторинг данных для оспаривания мешающих бизнесу охранных документов.

- Связи с общественностью. Социологический мониторинг публикаций и высказываний о деятельности Корпорации, определение реакции на распространяемые Корпорацией материалы, обнародование информации об успехах Корпорации и провалах конкурентов, создание информационных поводов для прессы.

- Технологии. Мониторинг научно-технической информации, технологических новинок и патентов в области интересов Корпорации.

- Безопасность. Контроль утечки конфиденциальной информации и техдокументации Корпорации.

- Кадры. Слежение за действиями нужных или опасных для Корпорации специалистов (руководители и менеджеры конкурирующих организаций, собственный персонал, политики, ученые и иные носители секретов), оценка направлений ротации кадров, изучение мотивов увольнений, выявление потенциальных агентов Корпорации.

- Подразделения. Слежение за работой филиалов, представительств, дочерних фирм.

- Средства сбора и анализа. Выявление и испытание средств и методов слежения, обработки и анализа.

- Источники информации. Мониторинг появления и контроль качества ресурсов Интернета - источников нужных для Корпорации сведений.

- Иные данные. Сбор материалов по всем иным значимым для Корпорации проблемам (прочие риски профессиональной деятельности и управления), описанным корпоративным классификатором области жизненных интересов Корпорации и компетенции ее персонала.

- Обратная связь. Мониторинг изменения области интереса Корпорации, развитие корпоративного классификатора, уточнение профиля слежения, экспертиза качества поставленной информации.

Практическая реализация конкурентной разведки. Корпоративная следящая ИС собирает информацию об изменениях внешнего мира, классифицирует полученные данные и обеспечивает доставку информации сотрудникам корпорации. Возможен заказ потребителя на формирование подборки материалов, с заданной степенью логического обобщения решающих поставленную проблему.

Для поддержки функционирования следящей ИС в масштабе реального времени могут использоваться технологии доставки нужных материалов и автоматической классификации поступающих данных. Под доставкой информации понимаются поиск в Интернете проблемно-ориентированных материалов и оперативное предоставление ссылок на них или коротких сообщений.

В корпоративной информационной системе могут использоваться разнообразные программные продукты для локальных и интранет-сетей, снабженные развитыми средствами поиска в текстах. Такой вариант позволяет в режиме реального времени проводить автоматическое классифицирование (сортировку по содержанию) потока новых поступлений. Для этого с заданной периодичностью (например, каждые 10 минут) запускается на исполнение пакет поисковых запросов, обеспечивающих полную и точную сортировку поступивших новостей для всех рубрик корпоративного классификатора. Возможна моментальная рассылка отсортированной информации сотрудникам Корпорации или внешним подписчикам.

Программирование запросов поисковых систем Интернета и корпоративной подсистемы поиска (фильтрации новостей) ведется с использованием оригинального комплекса методов извлечения знаний из потока текстов (см. врезку). В состав комплекса входят прикладные методы уточнения смысла терминов, нахождения конкретных и абстрактных объектов, поиска решений по аналогии, выявления противоречий, формирования реестра прав и обязанностей субъектов, исчерпания многообразия ситуаций, систематизации знаний о решаемой проблеме и документирования знаний. Работа с комплексом требует интенсивного ситуационного обучения персонала в очном или дистанционном вариантах (через Интернет).

Многопараметрический анализ неструктурированных данных из корпоративного хранилища проводится с использованием специализированных программных средств, а также оригинальной “социологической” методики, основанной на многократном исполнении поисковых запросов с разными ограничениями (время, тема, субъекты) и измерении числа найденных документов.

В заключение отметим, что интегрированных пакетов программного обеспечения [7] для конкурентной разведки не существует.

Можно различить следующие режимы работы службы конкурентной разведки:

- оперативный (подготовка минимального отчета по произвольно сформулированной проблеме в течение 10 минут);

- ситуационная комната (в течение 3-4 часов персонал службы решает произвольно сформулированные вопросы с визуализацией результатов на экране для всей рабочей группы);

- консалтинг и оперативные исследования (исследование и подготовка развернутого систематизированного отчета по любой проблеме оперативного или стратегического характера в течение рабочего дня).

Защита инвестиций в создание корпоративной ИС обеспечивается формированием команды компетентных и хорошо мотивированных специалистов, документированием всех операций по стандартам серии ИСО-9000, закупками программного обеспечения только на конкурсной основе и соблюдением требований к выполнению крупных проектов.

Литература

1. As Web grows, search engines are failing to keep up. 26.03.2001. www.siliconvalley.com/docs/news/svfront/030266.htm.

2. OCLC Researchers Measure Nhe Wirld Wide Web. 16.10.2000. www.oclc.org/oclc/hress/20001016a.htm.

3. Business Intelligence or Competitive Intelligence?

4. Подробнее см. проект “Оружие аналитика”. www.integrum.ru/partners/inventa/inventa1.asp.

5. Вопросы проектирования классификаторов см. serendip.narod.ru/classif/classif.htm.

6. Подробнее см. статью “Доступ к текстовой информации”. www.integrum.ru/partners/inventa/access.asp.

7. Fuld’s Intelligence Software Report 2000. www.fuld.com/softwareguide/index.html.

Комплекс методов извлечения знаний из массивов и потоков текстов был разработан в 1996 г. для русскоязычных материалов с использованием поисковой системы “Артефакт” (www.integrum.ru). В 1999 г. выполнена его адаптация для русского Интернета с использованием поискового сервера “Яндекс” (www.yandex.ru). В 2000 г. была создана технология выявления данных на европейских языках с использованием любых поисковых систем.

В 1998 г. разработаны технология и методы проектирования исчерпывающих классификаторов (древовидных, или иерархических и многомерных, или фасетных), позволяющих описать и структурировать любые данные из разнообразных текстов о проблемной области. В 1999 г. исследована возможность речевого доступа (диалог на естественном языке) через классификатор к базе данных и выдачи потребителю информации с заданной степенью логического обобщения. На примере Федерального закона “О государственных пенсиях в РСФСР” реализован его работающий макет.

Проблема языкового барьера снята в 2000 г. Обеспечивается бесплатный машинный перевод на русский и с русского для английского, болгарского, венгерского, голландского, греческого, датского, исландского, испанского, итальянского, немецкого, норвежского, польского, португальского, румынского, сербского, словацкого, уэльсского, филиппинского, финского, французского, хорватского, чешского, шведского и японского языков.

Версия для печати