Как “интернетизировать” офис?

СЕТИ ДОСТУПА

Хорошо тем, кто сидит в бизнес-центрах. Телефонов и Интернета столько, что ешь - не хочу. Правда, дорого. К тому же бизнес-центр в России - это для “крупняка”: представительств инофирм, солидных юридических контор и т. п. Большинство же малых предприятий осело на заводских и НИИшных площадях, кое-кто “приютился” в жилом секторе, кого-то угораздило попасть в складские помещения, где на несколько тысяч квадратных метров и одного телефона не сыщешь. А без связи, а теперь и без Интернета, как известно, бизнес не сделаешь...

Однако проблему так или иначе надо решать. Вот и порассуждаем на эту тему.

Возможности

Давайте иметь в виду деловых пользователей, которым варианты каналов со скоростями 64 и даже 128 кбит/с уже не интересны, а 256 кбит/с - малоинтересны. Исходя из такого допущения, отметим несколько технологий, которые позволяют организовать нормальный Интернет в офисе.

В середине и ближе к концу 1990-х самым популярным решением был выделенный канал. Технологий его создания было много, но чаще всего использовались три: ISDN, FR и HDSL. Причем если первые две имели ограниченный скоростной диапазон (128 кбит/с), то HDSL отличался куда более широкой шкалой скоростей, вплоть до 2 Мбит/с. Вполне естественно, что он в последние годы стал явно обгонять по популярности своих конкурентов.

Из-за неразвитости проводной инфраструктуры удивительную популярность в Москве получили подключения через радиосети. Удивительную потому, что нигде в мире не строились такие сети масштаба города. Их обычный удел - обслуживание складских территорий, крупных торговых точек и т. п.

С момента появления в 2000 г. в Москве технологии ADSL (проект “Точка Ру”) более половины всех постоянных подключений к Интернету стали осуществляться через нее. В общем и целом это выглядело логичным, так как данная технология имеет ряд достоинств по сравнению с другими. По скорости (7,5 Мбит/с) она многократно превосходит все использовавшиеся ранее (за исключением волоконно-оптических). Надежность и качество у нее гораздо выше, чем у беспроводных технологий. И, наконец, она не требует отдельной телефонной линии, и Интернет прекрасно сосуществует с телефоном на одном и том же медном проводе.

Варианты

Традиционно для того, чтобы организовать Интернет в офисе, использовалась следующая схема. От телефонного оператора в здание подавался один или несколько потоков E1 (в поток E1 укладываются 30 цифровых телефонных каналов по 64 кбит/с), с помощью которых офисная АТС и подключалась к телефонной сети общего пользования. Часть потока, например 128 кбит/с, отдавалась под Интернет, остальная часть шла на телефонию.

Что касается бывших госучреждений (НИИ, заводов), то из своего славного прошлого они вынесли большое количество телефонных проводов, которыми раньше к городской сети присоединялась местная АТС. Некоторые из них могли быть отданы под организацию выделенных каналов. Это было гораздо дешевле прокладки отдельного кабеля. Поэтому мало кто из арендаторов “тащил” к себе волоконно-оптический кабель - все прекрасно понимали, что “жилье” это временное, а потому тратить несколько десятков тысяч долларов не очень хотели.

С появлением ADSL процедура интернетизации значительно упростилась, особенно если учесть, что на одной такой линии спокойно могут работать сотни компьютеров.

В жилом секторе - свои проблемы: там линий нет вообще или в лучшем случае одна-две. К тому же до сих пор действует запрет МГТС на использование прямых проводов в жилом секторе. Тем не менее, если имеется хотя бы одна линия, есть шанс подключиться к Интернету через ADSL. Если нет, приходится изыскивать нестандартные способы решения проблемы. Иногда все оказывается настолько плохо, что приходится договариваться с местными старушками и запараллеливать телефоны. Если фирма небольшая, то ежемесячная оплата индивидуального ADSL-канала, и уж тем более выделенного, может оказаться несколько дороговатой.

В качестве варианта решения проблемы можно рассматривать групповое подключение - например, через так называемые домашние сети. С технической точки зрения никаких особых премудростей здесь нет. Внутри дома прокладывается локальная сеть, допустим Ethernet, которая подключается к Интернету через выделенный или ADSL-канал. Однако есть ряд юридических и финансовых проблем, которые должны быть при этом решены. В частности, в какой пропорции нести расходы, как отражать это в бухгалтерском учете и т. п. Профессиональные провайдеры, за редким исключением, не спешат в бизнес домашних сетей, считая его чересчур хлопотным.

Что выбрать

Какой из вариантов подключения выбрать? Очевидно, однозначного ответа на этот вопрос просто не существует, и решения в конечном счете все равно получаются компромиссные. Сетевому администратору приходится при этом “взвешивать” множество факторов, начиная от набора интерфейсов, соотношения цена/качество услуги и заканчивая проблемами безопасности.

В нижеследующей таблице приведены экспертные оценки технологий подключения к Интернету по наиболее существенным критериям. Оценки даны в баллах по трехуровневой шкале (1 - худший показатель, 3 - лучший).

* Время установки оценено исходя из факта, что точка

установки входит в зону покрытия. Источник: “Точка Ру”.

Наряду с ADSL продолжают применяться и другие виды подключений, что легко объяснить. Во-первых, ADSL - технология ассиметричная (скорость передачи в направлении абонента на порядок выше скорости передачи от него), и если заказчику нужно “прокачивать” по 2 Мбит/с в обоих направлениях, то ADSL в этом случае не будет оптимальным решением. Во-вторых, до начала 2002 г. ADSL-сеть покрывала чуть больше половины Москвы. И, наконец, часто выделенный канал рассматривается компаниями как единственное универсальное решение, позволяющее наряду с Интернетом использовать телефонию, создавать виртуальные частные сети и т. п. Впрочем, в “МТУ-Интел”, которая совместно с МГТС развивает проект “Точка Ру”, полагают, что выделенный канал не является единственным комплексным решением. Эти компании уже почти год предоставляют телефонные номера по технологии VoIP, используя ADSL-каналы. Они также построили несколько крупных виртуальных частных сетей, применив на “последней миле” наряду с выделенными каналами и линии ADSL.

ADSL успешно шагает по стране: подобный сервис уже предоставляется в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и ряде других городов. Что касается “МТУ-Интела” и МГТС, то, как нам стало известно, следующий их шаг будет связан с развитием технологии IP VPN (MPLS), которая позволит перевести создание виртуальных частных сетей на новый уровень масштабируемости и безопасности.

О ценах

Несколько слов о том, что почем (естественно, цены будут указаны усредненные). Итак, первоначальное подключение по выделенному каналу на скоростях 512 кбит/с и выше обойдется в сумму около $1500, установка ADSL-линии - $480, радиоканала - примерно $3000, подключение к домашней сети - от $50 до $200. Ежемесячные траты сравнивать довольно сложно из-за разных методов ценообразования. Считается, что за выделенный 512 кбит/с канал при его 15%-ной загрузке придется заплатить около $900, за ADSL-линию для компании среднего размера с ежемесячным трафиком 2 Гб - примерно $330, за радиоканал с тем же объемом трафика - $250. Работа в домашней сети при таком же объеме трафика обойдется, скорее всего, дороже индивидуального подключения, но зато при небольшом объеме трафика в 100-200 Мб свои расходы можно ужать до $25-$30 в месяц.

Сегодня стало очень непросто оценить ценовые параметры предложений. В этом плане более определенная ситуация по ADSL - на сайте www.tochka.ru опубликован набор тарифных планов. В домашних сетях цены тоже не являются секретом. Хуже с выделенными каналами. Практически ни на одном сайте телекоммуникационных компаний вы цен не найдете, так как цена появляется как результат конкретной технической проработки вопроса.

Версия для печати