ИНТЕРВЬЮ

Несмотря на свою многопрофильность, корпорация IBM по-прежнему особое внимание уделяет деятельности в области ПО, являясь одной из немногих компаний, которые определяют глобальное развитие программных технологий. Оставаясь как бы в тени, избегая острых публичных выпадов в адрес конкурентов, на самом деле IBM может претендовать на роль технологического лидера неформального сообщества с условным названием “не-Microsoft”.

Действительно, эксперты довольно единодушно сходятся во мнении, что развитие программной ИТ-индустрии в ближайшие годы будет определяться конкуренцией двух концепций - Java 2 Platform и Microsoft .NET. При этом, хотя Java является детищем Sun, будущее данной платформы во многом связывают именно с IBM (все же Sun слишком ориентирована на собственную технику и ОС). В дополнение к этому нужно подчеркнуть, что IBM не только предлагает новые технологические подходы, но и реализует принципиально иную бизнес-модель продвижения ПО, нежели та, которую применяют лидеры Wintel (что вполне естественно).

Именно эти темы были в центре внимания беседы обозревателя PC Week/RE Андрея Колесова с директором по маркетингу Software Group IBM/EMEA Андреасом Туерком, побывавшим в конце марта в Москве на открытии Центра технологий IBM (см. PC Week/RE, № 12/2002, с. 1).

Андреас Туерк

PC Week: Каково положение Software Group в корпорации IBM? Какими направлениями эта группа в основном занимается?

Андреас Туерк: IBM работает по трем основным направлениям - это аппаратные средства, ПО и предоставление услуг. На долю Software Group приходится около 15% оборота корпорации и почти треть получаемой прибыли. Несколько лет назад IBM приняла решение не заниматься разработкой приложений для конечных пользователей и сосредоточиться на продвижении программных средств “промежуточного слоя” (middleware), которые представляют собой платформу создания корпоративных информационных систем. Сегодня их можно разделить на четыре основные группы: WebSphere - универсальная платформа для создания систем для электронного бизнеса; DB2 - системы управления базами данных, хранение информации; Lotus - управление документами, коммуникации, поддержка совместной работы; и наконец, Tivoli - управление ИТ-инфраструктурой масштаба предприятия.

Это не отдельные продукты, а именно направления - в их рамках и развиваются семейства технологий и конкретных средств.

PC Week: В последние полтора года ИТ-индустрия переживает очень серьезный кризис. В каком состоянии сегодня находится отрасль, есть ли признаки улучшения ситуации? Как себя чувствует сегмент ПО по сравнению, например, с техникой и телекоммуникациями? Как переживает кризис IBM?

А.Т.: Кризис обусловлен двумя причинами. Первая состоит в том, что лопнул пузырь Интернет-компаний, который мы называем “.com”. Вторая и главная причина - общий циклический экономический спад в ряде стран (в первую очередь в США. - А. К.). Что касается вопроса динамики процесса, то довольно сложно сказать, достигли ли мы “дна”, начался ли подъем, так как тут характерны разные ситуации для разных областей. Если говорить о ПО, то здесь вообще не было резкого падения, как в других сегментах. Сегодня сюда идут основные инвестиции отрасли.

В IBM сложилась очень интересная ситуация. Несмотря на некоторые проблемы, кризис скорее сыграл на руку нашей корпорации. Когда начался Интернет-бум, на рынке появилось много новых компаний - они стали модными, привлекли клиентов. Но кризис показал, что за этим не стояло ничего существенного, и пузырь лопнул. И тогда заказчики увидели, что IBM - это старый добрый поставщик надежных технологий, который уверенно держится на рынке. А сейчас людям нужна именно надежность.

Во времена бума молодые компании обвиняли нас в консерватизме, но теперь многие убедились, что наш подход был правильным, что IBM - это не устаревшая компания, а надежный лидер рынка. Если посмотреть на финансовые показатели, то мы увидим, что на фоне падения доходов большинства ведущих ИТ-компаний IBM имеет рост оборота. Он не очень велик, но в условиях общего экономического кризиса это очень хорошие показатели.

PC Week: Меняется ли как-то стратегия IBM в области продвижения ПО в новых условиях?

А.Т.: Самая лучшая новость здесь именно в том, что нам не нужно менять стратегию, так как она надежно работает. Во-первых, мы сделали правильный акцент на развитие ПО промежуточного слоя для создания ИТ-инфраструктуры, отказавшись от конкуренции в сфере приложений. Во-вторых, мы сделали ставку на работу с партнерами - системными интеграторами, независимыми разработчиками. Одним из свидетельств этого является открытие Центра технологий IBM в Москве.

PC Week: Недавно мне встретилась информация о том, что IBM планирует в какой-то степени свернуть развитие технологий Lotus в пользу более активного продвижения WebSphere. В какой степени это соответствует действительности?

А.Т.: Это неверные сведения. Дело здесь совсем в другом: мы пытаемся ликвидировать дублирование технологий и более широко применять повторно используемые компоненты. И это относится не только к Lotus, но и ко всем четырем группам нашего ПО. Например, нам нужна одна виртуальная машина Java для поддержки всех продуктов.

PC Week: Может быть, эта информация появилась потому, что продукты Lotus ближе всего к категории “приложения для конечных пользователей”, от развития которых отказалась IBM? Или потому, что эти технологии планируется переводить на платформу WebSphere?

А.Т.: Речь не идет о сокращении инвестиций в технологии Lotus. Мы говорим лишь об исключении дублирования и унификации продуктов. Вот лишь один пример. У каждого из четырех направлений имелись свои средства для создания корпоративных порталов. Некоторое время назад было принято решение, что теперь этим будет заниматься только подразделение WebSphere. Но у Lotus остается масса других технологий, и их число, может быть, будет даже расти.

PC Week: IBM известна своей ориентацией на поддержку многоплатформности. Какова ваша позиция в этом вопросе сегодня? Как вы оцениваете перспективы развития Linux, если учесть, что в ее поддержку IBM вкладывает солидные средства?

А.Т.: Позиция поддержки многоплатформности является неизменной. Все наши продукты основаны на открытых стандартах. Это делается в том числе для того, чтобы обеспечить независимым разработчикам возможность создания совместимых продуктов. Приведу такой пример: наши продукты семейства MQSeries поддерживают 35 разных платформ. Так будет и в дальнейшем.

Linux - это операционная система, которая показывает самые высокие темпы роста в профессиональной среде. Независимые аналитики говорят, что она уже занимает второе место в мире. За последний год IBM вложила около 1 млрд. долл. в поддержку Linux со стороны своих программных и аппаратных средств. Я думаю, что эту ОС ждет очень яркое будущее. Она предоставляет отличные возможности по масштабируемости и независимость от одного поставщика.

PC Week: Такое впечатление, что мир разработчиков ПО в последний год поделился на Java 2 Platform и Microsoft .NET. Как вы оцениваете перспективы их противостояния? Или правильнее говорить об их “мирном существовании”?

А.Т.: На конкурентном рынке “мирное существование” возможно лишь в очень ограниченных рамках. Здесь нужно вспомнить еще об одной технологии - Web Services, где хорошо видны отличия .NET от Java. Первую лучше сравнивать с Web Services, а вторая представляет собой среду разработки, которая поддерживает эти сервисы. (Трудно согласиться с таким позиционированием двух платформ. - А. К.)

Да, можно говорить о более высоком уровне интеграции Web Services в платформу .NET, но как раз здесь возникает один серьезный вопрос. Если вы делаете ставку на .NET, то автоматически замыкаетесь на среду Win32 и не сможете перейти в другую ОС. Конечно, во всех реализациях Web Services имеется один интерфейс, основанный на SOAP и других стандартных протоколах. Но внутренние механизмы различаются.

Компания, которая принимает решение о внедрении платформы, должна хорошо подумать, согласна ли она работать только с одним поставщиком или ей нужен выбор.

PC Week: Собирается ли IBM поддерживать .NET?

А.Т.: Мы заинтересованы в открытых стандартах. Если .NET будет их придерживаться, то мы будем работать с этой платформой. Сейчас там закрыты многие компоненты. Кроме того, мы не можем идти на поддержку расширений, которые выходят за пределы утвержденных стандартов.

PC Week: Но ведь IBM довольно широко поддерживает платформу Windows. А судя по всему, через некоторое время - в течение одного-двух лет - .NET просто заменит собой Win32. Многие компании уже сегодня начинают ее осваивать по той простой причине, что понимают: у них не будет выбора между .NET и Win32. Как вы можете прокомментировать подобную ситуацию?

А.Т.: Если .NET станет стандартом (а так оно и должно быть в предлагаемом вами сценарии развития ситуации), то я не вижу проблем с его поддержкой с нашей стороны. Однако если Microsoft начнет поставлять .NET вместо Windows, то она столкнется с еще более значительными претензиями со стороны государственных регулирующих органов. Ведь .NET - это нечто большее, чем операционная система, то есть речь будет идти о ее вторжении в другие сферы ПО.

PC Week: Вы затронули другую горячую тему последнего года - Web Services. Все основные поставщики ПО клянутся в верности этой технологии. При этом с одной стороны, каждый из них пытается показать свою лидирующую роль в ее развитии, а с другой, сравнивая тексты выступления представителей разных компаний, трудно найти какие-то принципиальные различия в их технологиях. Каково значение Web Services для IBM и в чем особенность подхода корпорации к этим технологиям?

А.Т.: Web Services - это очень важная технология, которая наконец-то выполняет давние обещания сторонников Интернета. С их помощью Сеть может выполнять интеллектуальные функции обработки. Внешне решения от разных поставщиков выглядят примерно одинаково. Различия заключаются в быстродействии, реальном соответствии протоколам, надежности, поддержке разных платформ. Вот тут мы и приближаемся к тому, что отличает подход IBM.

PC Week: Понятно: ваши решения быстрее и более масштабируемы+

А.Т.: Со своей стороны мы уверены, что это именно так. Но есть одно общепризнанное достоинство: мы поддерживаем многоплатформность и есть все ресурсы для реализации этой стратегии в будущем.

PC Week: Чем вызван ваш визит в Москву? Это просто деловая поездка в один из региональных офисов или он связан с какими-то инновациями в деятельности IBM?

А.Т.: Первая причина - открытие Центра технологий IBM в Москве. Мой визит должен показать, что мы готовы делать инвестиции в такой важный рынок, как российский. За последние два года мы видим, что объем продаж здесь растет, при этом сегмент ПО увеличивается опережающими темпами. И это объясняется не только тем, что здесь всегда есть спрос, но и отличной работой наших специалистов в России.

Доля наших продуктов на российском рынке ПО увеличивается. Пока объем бизнеса IBM в вашей стране по сравнению с западноевропейскими странами не очень значителен, но видны очень хорошие перспективы для его развития.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати