Николай Школьников

В обстановке направленных против России экономических санкций и ответных мер российского правительства локальный ИТ-рынок, несущий серьезные потери (согласно данным IDC, в 2015 г. его объем сократился в долларовом выражении на 38%), перестраивается и адаптируется к новым условиям. Как следствие, отмечаемые здесь тенденции не всегда и не во всем соответствуют общемировым. О том, как складывается ситуация на российском рынке учрежденческих АТС (УАТС) и универсальных коммуникационных (UC) платформ в целом и для компании Panasonic в частности, а также о ближайших планах компании рассказывает Николай Школьников, руководитель отдела маркетинга и продаж систем связи «Panasonic СНГ».

2016-й подходит к концу, и уже, наверное, в целом понятно, каким этот год станет для российского рынка УАТС и UC-платформ. Как вы можете его охарактеризовать?

После почти двукратного падения ИТ-рынка в 2015 г. никто не ожидал и не ожидает быстрого его восстановления. Поэтому сохранение в текущем году объема продаж в денежном выражении на уровне прошлого года можно считать хорошим показателем. Если говорить о рынке УАТС и UC-решений, то здесь мы продолжаем наблюдать падение в сегменте малого и среднего бизнеса (SMB), но компенсируем его за счет активного продвижения наших новых решений в Enterprise-сегмент. На наш взгляд, анонсированная в России осенью этого года новая UC-платформа KX-NSX2000/1000, представляющая собой не просто IP-АТС, а сервер унифицированных коммуникаций, полностью удовлетворяет современным требованиям рынка по надежности и функционалу и конкурентоспособна по цене в сравнении с другими подобными решениями.

В последние годы активно растет рынок виртуальных АТС (ВАТС). По итогам 2014 г., согласно данным Json Partners Consulting, он достиг 3,9 млрд. долл., а число пользователей таких услуг составило 72 тыс. К настоящему времени эти цифры, надо полагать, заметно выросли. Вы уже ощущаете конкуренцию со стороны поставщиков таких сервисов?

Виртуальные АТС действительно набирают популярность. С одной стороны, они конкурируют с нашими платформами в нижнем SMB-сегменте (решения до 30 абонентов), а с другой — это основной канал продаж SIP-терминалов, которые составляют существенную долю в общем объеме наших продаж. Причем наряду с ростом самого рынка SIP-терминалов растет и доля Panasonic на этом рынке, что обеспечивает нам ощутимый прирост продаж даже в условиях кризиса. Так, в 2016 г. мы продали SIP-терминалов на 15% больше, чем в прошлом, а в 2015-м, согласно данным J’son & Partners Consulting, наша доля на рынке АТС-независимых SIP-телефонов выросла за год с 18% до 24%.

О чем говорит рост спроса на ВАТС — о высоком уровне технологии и повышении ее доступности или, скорее, о том, что многие компании не очень уверены в своем будущем, чтобы покупать оборудование в собственность?

На мой взгляд, более реальным выглядит второй вариант. Как я уже отметил, финансовый кризис особенно больно ударил именно по малому и среднему бизнесу, и сегодня SMB-предприятия вынуждены ориентироваться на краткосрочную перспективу. В такой ситуации облачные решения оказываются более привлекательными в силу присущих им минимальных начальных инвестиций, хотя при долгосрочном пользовании услугой стоимость владения ею оказывается выше, нежели при покупке собственной IP-платформы.

Как на вашем бизнесе отразилось резкое падение курса рубля?

Нам как производителю это было отчасти на руку. Хотя покупательная способность малого бизнеса, который исторически был основным потребителем наших решений, заметно уменьшилась, выход новых Enterprise-платформ Panasonic совпал с катастрофическим ростом цен на аналогичные продукты наших конкурентов. В связи с этим (а также с санкциями, ослабившими позиции американских вендоров в российском госсекторе) ряд долгосрочных проектов корпоративных и государственных заказчиков был переориентирован на решение Panasonic как более экономичное, но не уступающее конкурентам по качеству и функциональности. Свою позитивную роль сыграло и то, что Panasonic осуществляет поставки в Россию и другие страны СНГ на условиях DDP, что позволило нам удерживать рублевые цены для заказчиков на 2–3 месяца дольше наших конкурентов.

Полтора года назад вы отмечали примерный паритет по числу внедряемых IP- и TDM-портов. Изменилась ли структура спроса к настоящему времени?

Доля IP-портов в наших продажах продолжает расти. Этому способствовало и то, что за прошлый год мы укрепили свои позиции в Enterprise-сегменте, где IP-телефония гораздо более популярна, чем в SMB. Тем не менее говорить об отказе от TDM-телефонии в нашей стране пока рано.

Падение рынка УАТС/UC в России продолжается не первый год. Как это отразилось на вашей стратегии и какие решения в настоящее время являются для Panasonic «дойной коровой»?

Аналитики выделяют сегмент решений на 100–500 IP-портов как наиболее перспективный. На этот сегмент мы собственно и нацелены, хотя в нашей актуальной на данный момент линейке есть решения, поддерживающие до 2000 портов. Вместе с тем мы не забываем и про SMB-сегмент (до 100 портов), где, по данным британского аналитического агентства MZA.Ltd, являемся абсолютным лидером не только в СНГ, но и в мире. Кроме того, как я уже отметил, весомую долю в наших продажах составляют SIP-терминалы.

Платформу KX-NS1000 вы в свое время назвали входным билетом Panasonic в сегмент Enterprise. А какую роль отводите только что появившейся на рынке платформе KX-NSX?

До появления платформы KX-NS мы практически не пересекались с производителями, которые ориентировались на крупных государственных и корпоративных заказчиков, и она позволила нам выйти на них со своим предложением. С выпуском UC-платформы KX-NSX мы расширяем свои потенциальные возможности в этом сегменте, поднимаясь на следующий, более высокий уровень решений.

На рынке UC-платформ для крупных заказчиков сегодня доминируют другие игроки. Вы намерены потеснить их или постараетесь занять свободные ниши?

Безусловно, мы постараемся увеличить свою долю в Enterprise-сегменте, потеснив других действующих здесь игроков. В этом заключается наша стратегия и исходя из этого строятся наши планы на ближайшие 3–5 лет. Но они не исключают и нишевое применение наших решений в промышленности и энергетике, где зачастую их используют не как УАТС в чистом виде, а как платформу для объединения разнородных систем — диспетчеризации, громкоговорящей связи, специализированной радиосвязи.

Что дает вам основание рассчитывать на то, что UC-платформа Panasonic будет востребована заказчиками?

Оснований для этого вполне достаточно: высокая надежность и адекватная цена решения, узнаваемость бренда, отсутствие санкций в отношении азиатских брендов.

Другие статьи раздела «IP-АТС Panasonic»