Еще не так давно идея организации взаимосвязи людей, машин и устройств, находящихся на больших расстояниях друг от друга, с целью создания цифрового бизнеса казалась не иначе как фантастикой. Но благодаря скачкообразному росту вычислительной мощности, достижениям в области искусственного интеллекта (AI) и машинного обучения, повышению надежности облаков и распространению мобильных решений Интернет вещей (IoT) быстро переходит в разряд массовых технологий для бизнеса.

«Мы на пороге крупных преобразований, — говорит Крэйг Макнейл, управляющий директор консалтинговой компании Accenture. — Сегодня бизнес понимает, что ему необходимо иметь стратегию IoT, чтобы двигаться вперед».

В самом деле, более 95% руководителей, принявших участие в исследовании, которое Accenture провела в 2015 г., сообщили, что в течение ближайших трех лет намерены использовать Интернет вещей в качестве важного инструмента в своем бизнесе, тогда как в 2011-ом лишь около половины опрошенных руководителей видели в IoT реальные возможности для себя.

Несмотря на столь многообещающие результаты исследования, Макнейл отмечает, что в настоящее время только около семи процентов организаций разработали свою стратегию IoT.

Устранение этого разрыва и переход к бизнес-модели, учитывающей возможности Интернета вещей, имеет первостепенное значение. Работающие в режиме реального времени транзакционные системы и инструменты углубленного анализа активно развиваются в самых разных отраслях, включая сельское хозяйство, рекламный бизнес, розничную торговлю и т. д. Новые и усовершенствованные подключаемые к сети продукты — от фитнес-трекеров до систем домашней автоматизации — устремились на потребительский рынок, тогда как датчики и умные машины начинают использовать практически во всех отраслях.

«Парадигма начинает меняться, — говорит Пол Броди, руководитель американского отдела стратегий в технологическом секторе консалтинговой фирмы EY. — Мы видим, как появляются убедительные бизнес-кейсы в области IoT».

Новые подключения стимулируют развитие бизнеса

Отправной точкой для путешествия в Интернет вещей становится понимание того, что связанный мир — это нечто большее, нежели просто лоскутное одеяло из технологий, которые работают вместе. Для достижения успеха нужно собрать системы правильным образом с учетом возможностей использования IoT-аналитики и получения в конечном счете данных, которые помогают принимать бизнес-решения и улучшать результаты заказчиков.

«Раньше возможности для анализа и понимания процессов в бизнес-экосистеме были весьма ограниченными, — говорит Броди. — Сегодня же организации, которые собирают и используют данные с применением IoT-технологий могут радикально улучшить качество своей работы. Возврат инвестиций в данном случае такой, какой ранее был невозможен».

В преимуществах концепции IoT уже убедились на спортивном факультете Университета штата Висконсин в г. Мэдисоне. Здесь развернули сети Wi-Fi, Bluetooth-маячки, средства определения геопозиционирования, приложение для смартфонов, социальные функции и аналитические инструменты, чтобы обеспечить спортивным фанатам такие возможности, какие ранее были просто невообразимы.

Например, когда университетская футбольная команда играла в состоявшемся в декабре турнире Holiday Bowl, на основе технологии определения местоположения была организована целевая доставка сообщений болельщикам, которые предварительно установили на свои iOS- и Android-устройства разработанное на спортивном факультете мобильное приложение. Когда болельщики покидали Мэдисон, им пришли сообщения с пожеланием хорошего пути и выражением благодарности за их поддержку. А после приземления в аэропорту г. Сан Диего, они получили приветственные сообщения со ссылками на мероприятия для болельщиков, публикации и видеозаписи. «Мы посоветовали им включить Bluetooth на своих устройствах, чтобы они могли воспользоваться дополнительными возможностями», — сообщил Бен Фрейзер, директор по внешним коммуникациям спортивного факультета.

В отеле, где размещалась команда, сотрудники спортивного факультета расставили Bluetooth-маяки и организовали для болельщиков специальные мероприятия — от разного рода викторин с небольшими призами до розыгрыша подписанных игроками мячей. «С помощью рассылки сообщений через маяки нам удалось привлечь к мероприятиям около 1500 болельщиков, — рассказал Фрейзер. — А в игровые дни мы направляли им специальное обращение от какого-либо из наших игроков».

Ту же технологию университет использует для информирования о домашних футбольных матчах и других спортивных событиях. Кроме того, учреждение рассылает промоматериалы и купоны для размещения в спортивных зонах стендов, пунктов розничной торговли и т. д. Наконец, болельщики могут в онлайне приобрести билеты на мероприятие, следить за спортивной статистикой, знакомиться с биографиями игроков и смотреть видеотрансляцию непосредственно через приложение. Они также могут привлечь к мероприятию внимание других болельщиков через социальную сеть.

Для поддержки IoT-инфраструктуры используются маячковые системы Gimball и YinzCam, сетевые технологии Cisco и Wi-Fi-сеть AT&T. Кроме того, применяются аналитические инструменты YinzCam и Gimball, с помощью которых обрабатываются данные, полученные от маячков и по Wi-Fi-сети, что позволяет лучше понять особенности поведения болельщиков и предложить им более интересные маркетинговые программы.

«Люди имеют при себе телефоны круглосуточно и рассчитывают мгновенно получать подобранную для них с учетом контекста высокоперсонализированную информацию, — констатирует Фрейзер. — Чтобы оставаться актуальными и конкурентоспособными и таким образом рассчитывать на дополнительные финансовые поступления и внимание к себе, мы должны работать с болельщиками на самом высоком уровне».

Интернет вещей обретает форму в бизнесе и промышленности

По мнению Макнейла из Accenture, важно, чтобы ИТ- и бизнес-руководители понимали разницу между потребительским Интернетом вещей и промышленным. Первый растет более быстрыми темпами и открывает перед предприятиями возможности новых и модернизированных подключенных устройств и сервисов, а второй позволяет им использовать датчики и другие подключаемые к сети элементы, как правило, встроенные в машины и различные системы.

Все это можно применять в самых разных целях — от углубленной диагностики машин и дистанционного мониторинга характеристик до организации цепочек поставок, в которых обеспечивается полная прозрачность в поставках сырья, производстве и дистрибуции готовой продукции. Можно также строить интеллектуальные коммунальные и транспортные сети и выпускать медицинские устройства следующего поколения для мониторинга состояния пациентов и поддержания постоянной обратной связи с обслуживающими их медицинскими учреждениями.

Макнейл говорит, что общий знаменатель для Интернета вещей и путь к реализации бизнес-идей на его основе заключается в фокусировке на так называемых «трех C» — connect, compute, communicate (подключение, вычисления, коммуницирование). Он считает, что ИТ- и бизнес-руководители должны начать экспериментировать с IoT-технологиями, запускать пилотные проекты систем на их основе и испытывать их, а также начинать прорабатывать вопросы обоснования целесообразности использования данной концепции. В ходе этой работы, которая может потребовать вовлечения представителей разных департаментов, специалистов в области данных и других, критически важно фокусироваться на стандартах, вопросах обеспечения конфиденциальности и защиты данных.

«Вокруг Интернета вещей складывается экосистема из множества инструментов, продуктов, вендоров и их партнеров, работающих в связке», — отметил Макнейл. В некоторых случаях вендоры объединяют технологии в комплекты и предлагают IoT как сервис. «Поэтому очень важно постоянно держать в поле зрения происходящие в этой области изменения», — добавил он.

По мнению Броди из EY, сегодня Интернет вещей сильно отличается от того, что он собой представлял еще пару лет назад. Его функционал и возможности быстро совершенствуются по мере конвергенции технологий и расширения емкости облаков. Он считает крайне важным фокусироваться на вопросах интероперабельности и максимального извлечения пользы из имеющихся данных.

Руководителям предприятий нужно подумать о том, как усовершенствовать продукты, машины и рабочие процессы и привнести дополнительную ценность в продукты и сервисы. «Важно делать вещи более простыми и совершенными», — говорит Броди. Во многих случаях это означает применение искусственного интеллекта и технологий машинного обучения для повышения уровня автоматизации систем. «Целью является создание интеллектуальных систем, в которых нет пользовательского интерфейса», — добавил он.

Те, кто участвует в IoT-проектах должны ответить на ряд ключевых вопросов. Вот в чем, по мнению Броди, они заключаются.

  • Каковы движущие силы бизнеса?
  • Как можно обеспечить более полное использование активов?
  • Можно ли сократить рабочие циклы?
  • Каким образом мы можем создавать новые или более совершенные продукты?
  • Можем ли мы предложить новые способы использования наших продуктов и сервисов?

В конце концов все дороги ведут к цифровому взрыву, какого предприятия прежде не видели. «В течение следующего десятилетия мы увидим, как целые отрасли, от автомобильной до специализирующихся на производстве потребительских товаров, претерпевают значительные изменения в результате распространения технологий Интернета вещей, — заключает Броди. — Чтобы успешно конкурировать на рынке, бизнес должен приступить к разработке стратегических планов воплощения IoT»

Версия для печати