Компания «МегаФон» начала тестирование «умных» счетчиков для жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Разрабатываемый ею продукт работает в новом стандарте NB-IoT, созданном международным альянсом 3GPP, и имеет как явные преимущества, так и заметные недостатки. И хотя результаты данных работ предсказать довольно сложно, но, тем не менее, такого рода проекты наверняка будут способствовать проведению и ускорению давно ожидаемой реформы ЖКХ страны.

Более года назад «МегаФон» стал обращать более пристальное внимание на возможности Интернета вещей (Internet of Things, IoT) и в середине 2016-го объявил о планах развертывания в России Narrow Band IoT (NB-IoT), при этом было подписано соглашение о сотрудничестве с китайской компанией Huawei. В качестве цели тогда было выбрано создание «умной» парковки в Москве.

Дорожная карта развития данного проекта выглядела следующим образом. В июне 2016-го 3GPP стандартизировал NB-IoT Release 13, а уже в июле того же года прошла демонстрация решения «Умная парковка» на выставке «Иннопром-2016». Далее планировалось провести пилотный запуск решения в Москве, а в 2017 г. предполагалось осуществить федерализацию покрытия NB-IoT.

Следует отметить, что технология NB-IoT работает в сетях LTE и будет актуальна при дальнейшем переходе на стандарты мобильной связи поколения 5G. Она имеет шансы, считают в «МегаФоне», стать единой технологией в LPWAN (Low-power Wide-area Network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия) для IoT, работающих в лицензируемом диапазоне частот.

«Умная» парковка должна была стать первым в РФ запуском рабочего варианта NB-IoT, но что-то, видимо, не заладилось и об этом начинании теперь предпочитают не вспоминать. Зато на свет появился еще более амбициозный проект использования NB-IoT в сфере коммунального хозяйства, в рамках которого «МегаФон» заявил, что первым в России протестировал работу счетчиков для ЖКХ в стандарте NB-IoT в партнерстве с Huawei и «Большой тройкой» при участии Минстроя. По оценке IKS Consulting, общий потенциал рынка приборов интеллектуального учета в России превышает 206 млн. «умных» счетчиков.

«Наша компания первой в России представляет эффективное решение для строительства и ЖКХ на основе сети стандарта NB-IoT, — отметила Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса „МегаФона“. — Мы уверены, что запуск в коммерческую эксплуатацию этого решения ускорит цифровизацию и модернизацию отрасли благодаря снижению стоимости, сроков установки и обслуживания „умных“ счетчиков, высокому уровню безопасности передачи данных и удобным аналитическим отчетам, упрощающим принятие решений».

Главное удобство решения заключается в его комплексности: созданное совместно с российским разработчиком информационных систем в сфере ЖКХ, компанией «Большая тройка», оно решает многие вопросы, связанные с переходом на интеллектуальную систему измерений — от производства счетчиков до установки платформы для сбора и анализа показаний через «одно окно».

Ожидается, что такое решение позволит предприятиям ЖКХ и управляющим компаниям оперативно получать информацию о потреблении ресурсов, автоматически контролировать расходы, моментально определять баланс и избавиться от платежных разрывов.

А жителей, перешедших на новое решение, ожидает почти райская жизнь: им больше не придется снимать показания счетчиков вручную и тратить время на доставку квитанций с показаниями приборов учета в жилищную контору. Кроме этого, за расходом электроэнергии, воды и газа можно будет следить через удобное приложение на ПК или смартфоне и даже выгружать статистику за определенный период времени.

Стоит отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых отсталых отраслей народного хозяйства РФ. О ЖКХ у населения сложилось твердое убеждение, что это — своего рода «черная дыра» нашей экономики. Причем эта отрасль остро нуждается в инновациях, современных формах управления и крупных капиталовложениях.

Считается, что приход частного инвестора и определение четких правил игры способны со временем сделать сферу ЖКХ по-настоящему эффективной и клиентоориентированной. Профессиональный управленец, будь то инвестор или управляющая организация, заинтересован в автоматизации процессов, и, соответственно, снижении издержек, повышении управляемости и прогнозируемости работы.

Так что любое экономически оправданное решение, которое направлено на автоматизацию процессов в данной отрасли, станет еще одним шагом на пути к повышению эффективности управления жильем и, вероятно, сможет повысить платежную дисциплину среди населения. И такого рода проекты наверняка будут способствовать проведению давно ожидаемой реформы ЖКХ страны.

«Текущая реформа ЖКХ ставит перед собой амбициозные цели — добиться роста эффективности использования энергоресурсов и прозрачности в начислениях платежей, — сказал Артем Седов, генеральный директор группы компаний „Большая Тройка“. — Подключение приборов учета с дистанционным снятием показаний решит эти вопросы для граждан и управляющих компаний и станет доступным и удобным инструментом по управлению и контролю за потреблением коммунальных услуг».

Между тем, на рынке кроме NB-IoT существует целый ряд других LPWAN-решений для тех же целей, в частности, на основе технологий LoRaWAN и «Стриж». Они весьма экономичны, недороги, работают в нелицензируемом диапазоне частот, уже имеются их внедрения в ЖКХ. Они давно прошли тот этап, на котором сейчас находится NB-IoT в «МегаФоне». И, скорее всего, будут заметно дешевле предложений последнего.

На конференции «Беседа19» в конце прошлого года Виталий Солонин, руководитель департамента аналитической компании J’Son & Partners Consulting, отметил, что в России 2017 г. пройдет под знаком конкурентной борьбы между операторами сотовой связи в области IoT для крупных госкомпаний и корпоративных заказчиков. Коммерциализация NB-IoT (LTE-Cat.M2) в России наступит не ранее 2018 г. «Российские сотовые операторы сделали ставку на технологии 3GPP (идет фаза тестирования) — NB-IoT и EC-GSM-IoT, — отметил Виталий Солонин. — Наиболее востребованной технологией на ближайшие один-два года и в среднесрочной перспективе в России станет LoRaWAN и, возможно, „Стриж“. В более долгосрочной перспективе можно ожидать совмещения использования адаптированных для IoT технологий 3GPP (например, LTE-M) и существующих технологий LPWAN».

И последнее, что касается IoT-подключений в России. По данным AC&M Consulting, в прошлом году на IoT-подключения приходилось 4% от всех зарегистрированных в России SIM-карт (МТС — 43%, «МегаФон» — 35%, «ВымпелКом» — 19%, прочие — 3%). Общий объем российского рынка оборудования, ПО и услуг для IoT в 2016 г. компания оценивает в 85 млрд. руб.

Версия для печати (без изображений)