С помощью новой методологии разработки ПО, получившей название DevOps (Development Operations), компании могут создавать масштабируемые и автоматизированные инфраструктуры, призванные поддержать трансформацию на основе Интернета вещей.

По мере того, как решения на основе Интернета вещей (Internet of Things, IoT) находят все более широкое применение на потребительском рынке, промышленные предприятия все чаще пробуют включить концепцию IoT в свои стратегии развития ИТ. Это объясняется тем, что новые цифровые технологии позволяют получить определенные бизнес-результаты.

На современных производствах и в офисных зданиях постепенно устанавливают системы специальных датчиков и контроллеров, размещаемых в узлах и агрегатах, используют средства передачи данных и их визуализацию, а также ведут компьютерную аналитику получаемой информации — всё это является частью так называемого Промышленного Интернета вещей (IIoT — Industrial Internet of Things)

Преимущества IIoT заключаются в возможности расширения функциональности основных производственных процессов, повышения эффективности каналов поставки и создания новых продуктов и бизнес-моделей, способствующих росту прибыли. Увеличение доходов происходит благодаря анализу данных во время использования той или иной техники на производстве и в быту, а также оперативному созданию дополнительных услуг на базе полученной аналитики, благодаря чему компании могут предложить новые сервисы и получить прибыль. Так, например, стиральная машина, которая передает данные об использовании продавцу, позволяет создать сервис, который поможет покупателям уменьшить расходы на электроэнергию за счет дополнительных рекомендаций продавца о том, в какое время ее лучше использовать.

Если на производстве в оборудование и станки вмонтированы датчики с выходом в сеть, изготовители этих машин и сами владельцы завода могут удаленно контролировать работу, предупреждать аварии и проводить ремонт или заранее заказать и подготовить необходимые детали на замену и т. п. К тому же, зная фактическую и планируемую загрузку мощностей, соединенных с сетью, можно организовать автоматическую сеть заказов между различными производствами, понять, на что пустить производственные отходы, и создать новые продукты в оперативном режиме.

Кроме того, аналитические системы мониторинга позволяют экономить время и трудозатраты персонала. Например, в автомобильной промышленности Hyundai Motors после внедрения системы OMATIVE ACM смогла начать экономить около 8% времени в производственном процессе. А завод Philips по производству бритв в Голландии запустили в темном помещении, где работают 128 роботов, и коллектив для их обслуживания составляет всего девять человек.

Однако для того, чтобы воспользоваться такими возможностями IIoT, необходимо, чтобы произошли два изменения: важно иметь возможность безопасно и защищено получать данные с конечных устройств и создавать рыночные предложения на основе этих данных. В этом может помочь стратегия DevOps. Под данным термином скрывается набор практик, нацеленных на активное взаимодействие и интеграцию специалистов по разработке и информационно-технологическому обслуживанию программного обеспечения. Основная задача DevOps — сделать процесс разработки и поставки ПО согласованным с эксплуатацией, часто эти задачи решаются при поддержке автоматических средств.

С помощью DevOps компании могут создавать масштабируемую и автоматизированную инфраструктуру, необходимую для сбора гигантского объёма данных с большого количества устройств. После того, как данные получены, разработчики создают на основе DevOps приложения для извлечения практической информации. DevOps позволяет специалистам работать быстро и оперативно выполнять итерацию по мере того, как требования сортируются в режиме реального времени. Таким образом, обеспечивается максимальная эффективность обработки данных.

Возьмем в качестве примера офисное пространство с поддержкой технологии Промышленного Интернета вещей, в котором инфраструктура отслеживает, как люди используют все ресурсы помещения, чтобы по итогам анализа создать «умные» комнаты для переговоров.

В данном случае, чтобы система смогла защищенно собрать информацию об использовании всего здания при помощи системы аналитики, ей необходимо определить отдельные комнаты для переговоров по следующим признакам — человек входит в помещение, запускается ноутбук, включается проектор, происходит подключение к телеконференции и начинается совещание.

Инфраструктура на базе DevOps поддерживает возможность для автоматического масштабирования, чтобы фиксировать эти события по мере их возникновения на протяжении рабочего дня и сокращения ресурсов после завершения работы для уменьшения операционных расходов.

Если при анализе данных обнаруживается, что сотрудники не имеют достаточно ресурсов для совместной работы из-за того, что некоторые коллеги звонят из других офисов, а не принимают участие в совещании лично, методология DevOps позволяет быстро найти решение этой проблемы. С помощью DevOps ИТ-специалисты могут оперативно сделать прототип приложения и запустить его в производство — так как среда разработки и производства совпадают — для того, чтобы проверить, способно ли оно повысить эффективность совместной работы.

Если приложение работает и совместная работа улучшается, создается новая функция, которая повышает общую продуктивность работы. Если приложение не работает, компания может оперативно отказаться от него, не тратя слишком много времени и ресурсов. В данном случае большой потенциал объединения Интернета вещей и DevOps для создания новых возможностей очевиден.

Современный подход на основе требований заказчиков заставляет компании оперативно осуществлять непрерывную доставку и разработку программного обеспечения, что является ключевой особенностью DevOps. И по мере того, как бизнес стремится соотнести свои технологии с целями клиентов, IIoT становится неотъемлемой частью успеха. При четком понимании того, как создать приложения для оптимизации устройств с поддержкой IoT, отрасль будет рассматривать методологию DevOps в качестве основного инструмента реализации IIoT.

Автор статьи — главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ.

Версия для печати