«Доброфлот», один из крупнейших российских производителей рыбных консервов, обладающий собственным флотом, оснастит свои суда IoT-решением по контролю за расходом топлива и работой двигателей. Предполагается, что с его помощью экипажи смогут с высокой точностью оперативно контролировать массу горючего, предотвращая коммерческие потери из-за ошибок в ее измерении при бункеровке, исключить нецелевое расходование топлива, а также оптимизировать его расход в зависимости от погодных условий и местоположения судна.

Важной особенностью морских судов, отличающей их с точки зрения IoT-проектов, от большинства других видов транспорта, является отсутствие возможности подключения к Интернету по каналам наземной мобильной связи. С учетом этого в рамках проекта на судах будет установлено VSAT-оборудование для организации широкополосной безлимитной спутниковой связи. В настоящее время осуществляется пилотное внедрение на транспортном рефрижераторе «Прогресс», и, как сообщил технический директор «Доброфлота» Евгений Степанов, если удастся сэкономить по меньшей мере 10% топлива, решение будет тиражировано еще на восемь судов, включая крупнейшую в мире плавбазу «Всеволод Сибирцев». Всего же спутниковым доступом к Интернету оснащено уже 18 кораблей компании.

Существенным достоинством проекта представители «Доброфлота» считают его сервисную модель: предоставят все оборудование и осуществят необходимые пусконаладочные и сервисные работы сервис-провайдер Orange Business Services и его российский партнер «Технодар», поставщик систем контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта. Бизнес-модель предполагает единый контракт с фиксированной помесячной оплатой. Информацию о стоимости услуги и проекта в целом его участники раскрыть отказались.

Как утверждает Евгений Степанов, в случае ожидаемой 10%-ной экономии топлива проект начнет окупаться буквально с первого месяца эксплуатации. Основные факторы экономии: снижение потерь из-за ошибок в измерении количества топлива при бункеровке, более качественный учет его потребления и переход на оптимальные режимы эксплуатации судна. Опыт предыдущих проектов такого рода, в ходе которых, по словам генерального директора «Технодара» Алексея Якушева, подобные решения были развернуты его компанией на 500 судах, показал, что даже в отсутствие сервисной модели они окупаются за первые 4-5 месяцев.

Несмотря на то, что на кораблях устанавливаются расходомеры с цифровыми датчиками, подключенными к бортовому контроллеру и фиксирующими поступление топлива в главный двигатель, котел, топливный бак и вспомогательные дизель-генераторы, а сами суда подключены к Интернету, отнесение указанного решения к категории Интернета вещей вызывает определенные сомнения. Сегодня его скорее следует рассматривать как стандартное решение АСУТП. Да и сам Алексей Якушев признал, что его компания выполняла подобные проекты задолго до того, как термин IoT обрел нынешнюю популярность. Правда, в отличие от автономных систем АСУТП, здесь собранные данные обрабатываются как на самом корабле, так и в головном офисе, куда они передаются через VSAT-терминал.

По мнению директора по бизнес-решениям и инновациям Orange Business Services в России и СНГ Елены Краюшкиной, со временем на созданной в ходе данного проекта основе на морских судах вполне могут быть развернуты полноценные IoT-решения с функциями предиктивного обслуживания и ремонта отдельных узлов, обеспечения безопасности, глобального позиционирования и оптимизации маршрутов, телемедицины и др. То, что первый проект ориентирован на экономию топлива, она объясняет структурой эксплуатационных расходов, существенную часть которых (46%) составляют как раз затраты на топливо.

По словам основателя аналитической компании iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, лидером по применению в транспортных отраслях технологий IoT сегодня является автомобильная. Она же обеспечивает 66% всего объема грузоперевозок в России. Хотя доля морского транспорта в этой структуре всего лишь 0,3%, по отдельным направлениям он по объективным причинам лидирует. Так им обеспечивается 68% внешнеторгового оборота нашей страны. Похожая ситуация и в рыбной отрасли. Все это создает неплохие перспективы для развития рынка IoT на морском транспорте. Только по направлению контроля двигателей и расхода топлива его объем в России, где насчитывается порядка 1700 судов водоизмещением свыше 1000 т, на которых может быть применено данное решение, оценивается специалистами Orange в 73 млн. евро в год. Важно также ожидаемое повышение уровня проникновения подключений к широкополосной спутниковой связи: по оценкам экспертов число судов, оснащенных VSAT, вырастет с 400 в 2016 г. до 1000 в 2020-м.

Версия для печати (без изображений)