Все больше организаций внедряют периферийные вычисления (Edge Computing), но при этом они сталкиваются с новыми проблемами. Среди них интеграция Интернета вещей (IoT) и периферийных устройств, безопасность, поддержка, живучесть и пропускная способность, пишет на портале InformationWeek Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Изначально организации просто разрабатывали стратегии развертывания Интернета вещей на периферии и управления им. Но периферия теперь везде. По мере того, как все больше компаний внедряют периферийные вычисления, они также сталкиваются с новыми проблемами в области Интернета вещей.

Вот пять областей, которые могут создать некоторую путаницу, а также рекомендации для ИТ-команд относительно того, что они могут сделать сейчас, чтобы быть лучше подготовленными.

1. Интеграция Интернета вещей и периферийных устройств

Существует несколько уровней интеграции, на которых Интернет вещей и периферийные технологии создают проблемы. Первый уровень — интеграция IoT и Edge с развернутыми в производственной, финансовой, инженерной и других областях базовыми ИТ-системами. Многие из этих базовых систем являются устаревшими. Если у них нет API, обеспечивающих интеграцию с технологией Интернета вещей, то для загрузки данных в эти системы может потребоваться пакетное программное обеспечение ETL (извлечение, преобразование, загрузка).

Второй областью вызова является сам IoT. Многие устройства Интернета вещей созданы независимыми поставщиками. Они используют собственные проприетарные ОС. Это затрудняет «смешивание и сопоставление» различных устройств Интернета вещей в единой архитектуре Edge. Правительства сейчас озабочены введением единых стандартов безопасности и соответствия требованиям регуляторов для поставщиков Интернета вещей, желающих вести бизнес с государствами, что должно стимулировать поставщиков IoT к стандартизации. Следующим шагом, скорее всего, станет большая стандартизация операционных систем Интернета вещей и коммуникационных протоколов, что облегчит интеграцию.

Область безопасности и соответствия нормативным требованиям регуляторов Интернета вещей все еще развивается, но в ближайшие несколько лет она улучшится. Между тем ИТ-специалисты организаций уже сейчас могут запрашивать потенциальных поставщиков Интернета вещей о том, что уже доступно для гетерогенной интеграции и планируют ли они обеспечивать совместимость в будущих продуктах.

Что касается интеграции устаревших систем, ETL является одним из способов интеграции, который может помочь, если API для систем недоступны. Другой альтернативой является написание API, но это занимает много времени. Хорошая новость заключается в том, что большинство поставщиков устаревших систем знают о грядущей волне Интернета вещей и уже разрабатывают собственные API, если они еще не сделали этого. ИТ-отделам следует обратиться к основным поставщикам систем, чтобы узнать, каковы их планы по интеграции Интернета вещей.

2. Безопасность

С принятием новых законов в области кибербезопасности соблюдение требований безопасности Интернета вещей должно стать проще. Однако это не решит проблему того, что за мониторинг периферийного Интернета вещей и его безопасность, скорее всего, будут отвечать конечные пользователи — неопытные в администрировании безопасности.

Важно обучить «пара-ИТ» сотрудников из числа конечных пользователей основам защиты периферийного Интернета вещей. Этот тренинг должен включать обучение кибербезопасности IoT, а также защите оборудования IoT в заблокированных, закрытых зонах, где это возможно.

Доступ является еще одной важной проблемой безопасности. Рекомендуется, чтобы в зоны безопасности Интернета вещей были допущены только уполномоченные сотрудники, прошедшие обучение по вопросам внутренней безопасности.

3. Поддержка

Поддерживать оборудование и сети Интернета вещей, решая вопросы отказа устройств, безопасности, обновления ПО или добавления нового оборудования, необходимо ежедневно.

Конечные пользователи могут отслеживать те части периферийного Интернета вещей, которые непосредственно связаны с их операциями, а ИТ-отделу имеет смысл взять на себя общее обслуживание и поддержку, поскольку и то, и другое являются основными областями ИТ-знаний.

В первую очередь надо убедиться, что вы в курсе происходящих событий. С ростом теневой ИТ-инфраструктуры конечные пользователи обращаются напрямую к поставщикам для приобретения и установки Интернета вещей для своих операций. Для обнаружения этих новых дополнений ИТ-специалисты могут использовать корпоративные сети и ПО для обнаружения активов, которое идентифицирует любые новые дополнения или изменения Интернета вещей. Тем не менее, ИТ-специалисты, руководители высшего звена и конечные пользователи могут договориться о типах локальной поддержки, а также о том, когда ИТ-специалисты должны брать на себя эти функции.

4. Живучесть

Когда Интернет вещей развертывается в опасных или труднодоступных зонах, важно использовать решения, которые могут быть самодостаточными и требовать минимального технического обслуживания в течение длительных периодов времени.

Этим требования должен соответствовать IoT, который работает в жестких условиях экстремальной жары или холода или в тяжелых условиях труда. Многие готовые устройства Интернета вещей могут не отвечать этим требованиям.

Также может быть важно найти IoT-решения, которые смогут поддерживать себя в течение длительных периодов времени без необходимости замены или постоянного обслуживания. Нередки случаи, когда устройства Интернета вещей имеют жизненный цикл от 10 до 20 лет. Периодичность обслуживания таких устройств и датчиков может быть увеличена, если они могут работать от солнечной энергии (и, следовательно, в меньшей степени зависеть от батарей), или если они активируются из режима «сна» только при обнаружении движений или других событий (для их мониторинга).

Чтобы свести к минимуму обслуживание и проверки в полевых условиях, необходимо включить живучесть в качестве одного из требований к решениям периферийного Интернета вещей.

5. Пропускная способность

Большинство устройств IoT экономичны в плане использования полосы пропускания, но по мере развертывания все большего количества устройств и датчиков, а также сбора и передачи все бóльших объемов данных, доступность полосы пропускания может стать серьезной (и дорогостоящей) проблемой, которая может поставить под угрозу производительность сети и способность работать с данными в реальном времени.

Многие организации предпочитают развертывать распределенные системы Интернета вещей на периферии, где они могут использовать локальные каналы связи. Полезные данные могут в конце дня или, возможно, периодически в течение дня направляться в более централизованные точки сбора данных по всему предприятию, независимо от того, находятся ли эти точки в онпремисной или облачной среде. Такой подход к распределенным вычислениям сводит к минимуму использование полосы пропускания дальней связи, а также позволяет планировать передачу данных в менее загруженное (и менее дорогостоящее) время суток.

Еще один элемент, который следует учитывать, — какие данные Интернета вещей вам действительно нужно собирать? В получении ответа на этот вопрос должны участвовать архитекторы данных и конечный бизнес. Согласовав данные, которые не нужны бизнесу, и исключив их, можно уменьшить рабочую нагрузку на данные и сэкономить на пропускной способности, а также на обработке и хранении данных.