Успех или неудача периферийных вычислений (Edge Computing) будет зависеть от их способности улучшать опыт работы инженеров, которым поручено развертывание и эксплуатацию рабочих нагрузок, пишет на портале Network Computing главный технический евангелист F5 Networks Лори Маквитти.

Периферийными вычислениями интересовались еще задолго до того, как IoT сделал их по-настоящему популярными. В прошлом году вокруг них наблюдалась невероятная активность со стороны поставщиков облачных вычислений и услуг, а также все больше разговоров со стороны поставщиков технологий. Все подходят к Edge с точки зрения того, как они расширяют или развивают существующие технологии. Облачные провайдеры, как правило, рассматривают их как расширение существующей инфраструктуры, которое позволит повысить производительность за счет физического приближения к конечному пользователю.

Поставщики услуг фокусируются на IoT и мобильных устройствах, составляющих формирующейся Edge-технологии, продвигаясь вперед с 5G и планируя платформы, которые позволят обрабатывать данные в реальном времени как можно ближе к этим устройствам.

Поставщики технологий рассматривают периферию как совокупность удаленных работников, которые останутся удаленными, и то влияния, которое это окажет на безопасность инфраструктуры, приложений и даже бизнеса. Некоторые начинают рассматривать Edge как способ использования растущей тенденции децентрализации, которая, несомненно, окажет влияние как на экономику, так и на приложения.

Ни один из этих способов не является ошибочным, потому что Edge не ограничивается каким-то одним сценарием использования или отраслевой потребностью. В своей основе эта технология — это распределение ресурсов, и так было всегда. На заре Интернета распределение было сфокусировано на контенте через CDN. Из-за того, что в то время сети были медленными и громоздкими. По мере роста охвата и возможностей Интернета и внедрения э-коммерции в бизнес, недобросовестные игроки, соблазненные финансовой выгодой, переросли в угрозу. Распространение услуг — в основном связанных с безопасностью — использовало те же принципы, что и распространение контента.

Сегодня мы живем в цифровом мире, в котором мы мобильны, сильно распределены и в значительной степени зависим от цифровых услуг. Это не гипербола. Согласно исследованию McKinsey «Connectivity Benchmark-2022», цифровые экосистемы сегодня обеспечивают работу 7 из 12 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации, 72% всех взаимодействий с клиентами теперь осуществляются в цифровом формате. Текущая ступень эволюции Edge призвана решить связанные с этой реальностью проблемы производительности, беспрецедентного объема и частоты атак, а также повышенной зависимости от цифровых услуг.

Так какой же подход к периферийным вычислениям правильный? Любой из них. Потому что они все еще формируются и будут продолжать развиваться, чтобы обслуживать все эти разрозненные сценарии использования. Распространение контента и услуг — Edge на раннем этапе развития — остаются такими же актуальными сегодня, как и в момент их появления. Следующая итерация добавит распределение данных и рабочей нагрузки приложений к типу ресурсов, которые могут быть развернуты и эксплуатироваться на периферии. Но что еще более интересно, так это то, что почти в каждом разговоре о периферии есть общая тема, если хотите, нить, которая связывает их всех вместе — фокус на операциях.

Операционный опыт

Точно так же, как облачные вычисления обещали улучшить работу разработчиков за счет снижения трения и ускорения доставки, периферийные вычисления обещают пересмотреть опыт эксплуатации. Это почти как если бы каждая отрасль внезапно осознала, что сложность нельзя устранить, ее можно только переместить куда-то еще. В последнее десятилетие этим «другим местом» были операции. В то же время внедрение Agile и DevOps значительно упростило и ускорило процесс разработки. Фокус на опыте разработчиков привел к большим успехам в том, как быстро разработчики могут создавать приложения и опыт для бизнеса. Но что касается операционной деятельности? Она по-прежнему погрязла в сложной экосистеме платформ, сред, сервисов и систем, которые усугубляют сложность эксплуатации приложений.

Согласно опросу Pegasystems, 24% респондентов в качестве причины отказа от автоматизации операций назвали сложность. И неудивительно, когда операционный отдел отвечает в среднем за 21 различную службу безопасности и доставки приложений в основных и публичных облачных средах, почти все они имеют различные панели управления, API, консоли и возможности мониторинга. Сегодня не существует волшебного конвейера для операций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, как показало исследование Heavy Reading, 29% потенциальных пользователей периферийных вычислений назвали «возможности управления и автоматизации на протяжении всего жизненного цикла» в качестве главного требования к поставщикам Edge-решений.

Модернизация операций с помощью новых методов, таких как SRE (Site Reliability Engineering, инжиниринг надежности систем), сама по себе не может решить проблему недостаточного внимания к цепочкам инструментов и эффективности операций. По данным исследования Dynatrace «State of SRE-2022», большинство (60%) SRE-инженеров тратят большую часть своего времени на создание и поддержку кода автоматизации. Эта ситуация не является устойчивой или способствующей масштабированию, необходимому бизнесу для достижения роста в условиях цифровой экономики.

Поэтому неудивительно, что в ходе исследования F5 Networks «The State of Application Strategy in 2022» было обнаружено, что «повышение операционной эффективности» является вторым по значимости результатом, который компания желает получить от Edge-технологии. Лишь «повышение качества обслуживания клиентов» опередило его в борьбе за первое место. Edge — будь то поддержка Web3, распространение приложений или обработка данных в реальном времени — в конечном итоге добьется успеха или потерпит неудачу в зависимости от своей способности реально решать проблемы операционной эффективности тех, кому поручено развертывание и эксплуатация рабочих нагрузок, поддерживающих данный сценарий использования.