J’son & Partners Consulting подготовила отчет «Основные тенденции и перспективы развития рынка Connected Cars в России и в мире». Основные ожидания участников рынка автомобильной транспортной отрасли связаны с такими концепциями как «подключенный автомобиль» (Connected Car), беспилотное транспортное средство (БСТС), интеллектуальная транспортная система (ИТС), и т.д. Развитие этих сегментов направлено, в первую очередь, на повышение безопасности дорожного движения, снижение затрат на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств, повышение комфорта участников дорожного движения. Практически во всех развитых странах действуют национальные (государственные) программы в области «умного» автотранспорта и беспилотных автомобилей.

В последние годы концепция «подключенного автомобиля» получила широкое распространение во всем мире. J’son & PartnersConsulting определяет Connected Car как транспортное средство (автомобиль), оснащенное оборудованием для подключения в глобальную сеть Интернет, а также интерфейсы для связи с другими подключенными объектами как внутри, так и вне автомобиля — смартфонами, трекерами, светофорами, другими транспортными средствами, дорожной инфраструктурой и т. п.

По прогнозам Cisco, сегмент «подключенный автомобиль» попадает в тройку наиболее быстрорастущих сегментов рынка M2M/IoT по количеству соединений на период 2015-2020 гг. (CAGR 30,8%).

Доходы на рынке Connected Car складываются из разовой платы за оборудование, которое обеспечивает доступ в Сеть, стоимости его установки в автомобиль (актуально для вторичного рынка) и периодической абонентской платы за различные сервисы. Спектр оборудования простирается от простых телематических устройств для сбора, отправки и получения ограниченного объема данных до решений, которые обеспечивают расширенные возможности для интернет-коммуникации и информационного-развлекательные системы (infotainment). Потребительские сервисы включают услуги, связанные непосредственно с автомобилем (обслуживание, диагностика), а также информационно-развлекательные услуги (навигация, медиа-стриминг и т. п.).

По предварительной оценке Statista, в 2019 г. доходы на мировом рынке Connected Car вырастут на 16,8% до $21,8 млрд, а количество подключенных автомобилей — на 32,2% — до 157,9 млн единиц (к 2023 г. — 352,9 млн). Средний доход с одного подключенного автомобиля ожидается в 2019 г. на уровне $138,17. Крупнейшим рынком Connected Car являются США ($6,968 млрд в 2019 г.)

По прогнозам PwC, рынок подключенных автомобилей к 2021 г. достигнет 122,6 млрд евро. Его крупнейшими сегментами останутся системы обеспечения безопасности, автономного вождения и развлекательных услуг.

К основным участникам глобальной IoT-экосистемы на транспорте относятся автопроизводители, производители электронных устройств и компонентов, телекоммуникационные компании, ИТ-компании и другие.

Игроки из крупных технологических отраслей, являющиеся экспертами в области быстрых инноваций, начинают вкладывать значительные средства в автомобильную промышленность, цепочка создания стоимости в автомобильной отрасли превращается из линейной модели в интегрированную сеть, где несколько компаний из разных уровней и сегментов предоставляют совокупность решений, включая аппаратное и программное обеспечение для экосистемы Connected Systems как в транспортных средствах, так и в перспективе для глобальной экосистемы мобильности.

Автомобильные инновации в сегменте подключенных автомобилей переживают беспрецедентный бум, крупные автопроизводители внедряют сервисы телематических, информационно-развлекательных услуг, систем поддержки водителей. На общем фоне выделяются немецкие производители, такие как Volkswagen, Daimler и BMW, они представляют серии новых систем безопасности, информационного обеспечения, разрабатывают концепции мобильности. Внедрению инноваций в сфере систем Connected Car уделяют большое внимание американские и азиатские производители автомобилей, например Ford, GM, Toyota.

Телекоммуникационные компании являются центральным звеном в области обеспечения связи для автомобилей. В наиболее развитых в отношении Connected Car странах у отдельных операторов количество «подключаемых» автомобилей уже существенно превышает количество новых абонентов мобильной связи. Например, в 2018 г. оператор AT&T (США) по соглашениям с различными автопроизводителями «подключил» 7,9 млн автомобилей против 1,19 млн «живых» абонентов.

Большую активность в сегменте «умного» транспорта проявляют и крупнейшие ИТ-компании — Microsoft, Google, Apple. Microsoft развивает облачную платформу для «подключенных» автомобилей Microsoft Connected Vehicle Platform (MCVP), которая предлагает автопроизводителям технологическую инфраструктуру и поддержку для интеграции мобильных активов и решений, которая служит источником автомобильной телеметрии для создания настраиваемых потребительских сервисов, включая телематику, навигацию, сервисы производительности и многое другое. В числе партнеров Microsoft крупнейшие автопроизводители, включая Volkswagen и Renault-Nissan-Mitsubishi. Google тестирует беспилотные прототипы автомобилей с 2009 г.; в отдельных штатах с 2012 г. — на дорогах общего пользования.

Группа компаний Bosch претендует на роль одного наиболее значимых игроков на рынке IoT, включая сегмент транспорта. Bosch объединяет аппаратные и программные решения, предлагая комплексные решения для мобильности. Продукты и сервисы Bosch предназначены для различных сегментов и направлений мобильности, включая сервисы для пассажирских и коммерческих транспортных средств, оборудование и компоненты, запчасти и техобслуживание, инженерные и девелоперские проекты и сервисы.

В большинстве рассмотренных развитых стран, а также в России и Китае реализуются долгосрочные инициативы в области подключенных и беспилотных транспортных средств, интеллектуальной транспортной инфраструктуры. В частности, в рамках стратегического плана по развитию ИТС в США до 2020 г. планируется ежегодно тратить на эти цели около $100 млн. В России в рамках первого этапа (2017-20 гг.) национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» планируется создание экосистемы, включающей, в частности, разработку и гармонизацию нормативной правовой и нормативно-технической базы, начало реализации инфраструктурных и пилотных проектов по телематическим транспортным и информационным системам, интеллектуальной городской мобильности, транспортно-логистическим услугам. В 2019 г. на реализацию этой инициативы планируется потратить почти 15 млрд руб., включая 7,4 млрд руб. из федерального бюджета.

В России рынок «подключенных» автомобилей развивается в соответствии с глобальными тенденциями, но с задержкой от развитых стран минимум на 2-3 года. Крупнейшим по числу подключений является проект создания государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — по состоянию на 15 июля 2019 г. в ней было зарегистрировано более 4 млн транспортных средств. Другими крупными сегментами являются телематические системы мониторинга коммерческого автотранспорта (Fleet Management) и контроль большегрузных автомобилей с помощью бортовых устройств («проект «Платон»), охранные системы с подключением через сотовую сеть и информационно-развлекательные медиа-системы.

Операторы мобильной связи «большой тройки» являются одними из основных участников рынка M2M/IoT на транспорте. Темпы роста рынка относительно невелики — около 15-20% в год, что связано с его закрытостью (использование проприетарных платформ и решений), особенностями тарифной политики операторов и явным перекосом в сторону корпоративного рынка.

Крупнейшие российские автопроизводители и ИТ-компании следуют общемировым тенденциям в русле концепций «подключенного» и, в перспективе, беспилотного автомобиля. Примерами могут служить создание телематической системы LADA Connect для управления многими функциями автомобиля и информационно-развлекательной платформы «Яндекс.Авто», испытание беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования и другие проекты.

Развитие системы автоматического реагирования экстренных служб при ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС» и дополнительных сервисов на его основе является одним из основных факторов роста рынка российского M2M/IoT на транспорте в ближайшие несколько лет. Другим значимым фактором является создание беспилотных транспортных систем — этот проект получил значительную государственную поддержку и финансирование.

Развитие рынка M2M/IoT на российском транспорте сдерживают сложная экономическая и политическая ситуация, существенное снижение спроса на новые автомобили, рост доли подержанных автомобилей в продажах и несовершенная нормативно-правовая база.

Основными драйверами роста российского рынка стали:

  • рост покрытия автодорог мобильной связью, по состоянию на середину 2019 г. уровень покрытия федеральных трасс в европейской части России и большинства автодорог Сибири и Урала операторами близок к 100%;
  • возрастание популярности геоинформационных сервисов, высокий спрос на навигационные сервисы в перспективе формирует спрос на встроенные информационно-развлекательные системы;
  • на развитие концепций Connected Car и ИТС существенное влияние оказывают государственные инициативы, в т.ч. в сфере развития транспортной инфрастуры, строительства платных трасс, внедрения систем по сбору средств с владельцев автомобилей и другие;
  • одним из важнейших стимулов для внедрения «умного» транспорта является необходимость в повышении эффективности грузоперевозок.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, рынок «подключенных» автомобилей в России вырастет с 7,1 млн в 2018 г. до 16,5 млн в 2022 г., т. е. более чем в 2 раза. Наиболее емкими сегментами к концу прогнозного периода станут: основные и дополнительные услуги на основе государственных систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон» (более 10 млн единиц); мониторинг и управление коммерческим автопарком (fleet management) — 3 млн единиц; встроенные системы информационно-развлекательных услуг (Infotainment) — 1,7 млн единиц.