Мы обратились к ряду экспертов, выступавших с докладами на последней конференции “SOA 2008”, попросив их высказать свои соображения по ряду вопросов. Первым на вопросы обозревателя PC Week/RE Андрея Колесова отвечает Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора, директор департамента информационных технологий компании “Аэрофлот”.

PC Week:  SOA — это один из подходов к созданию ИТ-систем и реализации ИТ-проектов или это общий путь развития корпоративных ИТ-систем на современном этапе?

Сергей Кирюшин:  SOA — это современная архитектура построения ИТ-систем, при которой все приложения выступают в виде набора сервисов. Таким образом, SOA является одновременно и подходом к созданию новых ИТ-систем, и перспективным путем развития современных корпоративных приложений.

PC Week:  Есть ли критерии, по которым (хотя бы условно, на качественном уровне) можно было бы отличить SOA-проект от не-SOA?

С. К.:  SOA — это не технология ведения проектов, поэтому SOA-проектом можно назвать либо создание базовой инфраструктуры SOA в компании (внедрение сервисной шины предприятия — Enterprise Service Bus, ESB, SOA-портала, методологии разработки и внедрения SOA-приложений и пр.), либо внедрение информационного приложения в архитектуре SOA.

PC Week:  В чем преимущества и недостатки (трудности) SOA-проектов?

С. К.:  Во-первых, в инфраструктуре компании появляется новое центральное звено — сервисная шина данных (service bus), через которую проходят все интеграционные потоки, а также запросы пользователей к приложениям. Соответственно данная шина становится критически важным приложением, сбой которого может повлечь за собой остановку всех ИТ-систем компании. Поэтому необходимо серьезно думать об отказоустойчивости функционирования данной системы как на аппаратном, так и на программном и логическом уровнях. Что касается разработки самих информационных приложений в SOA-архитектуре, то это можно реализовать только с применением специализированных средств создания ПО, поддерживающих SOA-стандарты. При этом нужно организовать обучение сотрудников навыкам использования таких систем, предусмотреть необходимые расходы на их развертывание в компании и пр. Здесь надо сказать, что сегодня уже существуют инструментальные средства “полного цикла”, позволяющие комплексно писать SOA-приложения, готовить документацию, тестировать и пр., что существенно упрощает и ускоряет процесс разработки SOA-систем.

PC Week: Можно ли сформулировать общие рекомендации: когда SOA нужно применять обязательно или желательно и когда SOA нельзя применять ни в коем случае?

С. К.: Внедрение SOA — сложный, небыстрый и дорогой процесс, и каждая компания должна самостоятельно оценить масштабы предстоящих изменений, чтобы решить, насколько эффективны будут финансовые, людские и временные затраты. Вместе с тем уже многие имеющиеся на рынке приложения работают в SOA-архитектуре — например, ERP-системы и пр., поэтому внедрение SOA со временем будет становиться все менее трудной задачей.

PC Week: Предполагает ли SOA более активное участие бизнеса в планировании и реализации ИТ-проектов?

С. К.: Самое главное в реализации SOA — необходимость построения в компании специальной ИТ-инфраструктуры — сервисной шины данных и пр., поэтому чтобы справиться с данной задачей, обязательно участие руководства и одобрение им подхода к ее решению. Правда, для внедрения конкретных ИТ-систем специальный SOA-подход со стороны бизнеса практически не нужен, так как обеспечение реализации бизнес-требований в SOA-архитектуре — задача ИТ-подразделения.

PC Week: Изменяется ли в случае SOA соотношение участия в реализации проекта ИТ-подразделения заказчика и внешних исполнителей (консультантов, интеграторов)?

С. К.: Данное соотношение зависит от наличия собственного квалифицированного персонала, имеющего опыт внедрения SOA в компании. Чем больше такого персонала, тем меньше нужно привлекать внешние ресурсы. При этом сторонние консультанты и интеграторы должны хорошо разбираться в SOA-архитектуре, уметь разрабатывать в ней спецификации и ПО и пр.

PC Week: Насколько реально создание SOA-систем в условиях использования мультивендорных технологий, в том числе с применением независимых ИТ-сервисов?

С. К.: Несмотря на то что сегодня решения ряда вендоров совместимы друг с другом, говорить о полной интеграции не приходится, и пока мультивендорной SOA-архитектуры, к сожалению, не существует. Мы надеемся, что общие SOA-стандарты появятся на рынке в ближайшее время.

PC Week: Какова ваша общая оценка востребованности SOA на российском ИТ-рынке со стороны заказчиков?

С. К.: Думаю, что глобально в этом вопросе мы не отличаемся от других стран, и SOA будет все шире внедряться в России, а наши вендоры и интеграторы будут предлагать все больше решений в SOA-архитектуре.

SOA и российская действительность: что думают заказчики

Андрей Колесов

Если посмотреть на освещение ситуации на ИТ-рынке в СМИ и на различного рода мероприятиях, то создается впечатление, что здесь правят бал почти исключительно ИТ-компании — вендоры, интеграторы, консультанты и т. д. Но все же в рыночной экономике решающее слово всегда принадлежит заказчикам. Какое бы давление на рынок ни оказывал ИТ-бизнес для продвижения тех или иных инноваций, их жизнеспособность определяется тем, насколько реально нужны они потребителям.

Что касается концепции SOA (сервисно-ориентированная архитектура), то в период максимальной маркетинговой активности ИТ-поставщиков создавалось впечатление, что представители клиентской стороны заняли явно выжидательную позицию, порой даже скептическую, зачастую говоря в кулуарах об очередном “мыльном ИТ-пузыре”.

Но на самом деле, когда примерно год назад маркетинговый пыл ИТ-компаний по поводу SOA явно пошел на убыль, оказалось, что в среде заказчиков уже накопился определенный опыт в этой области. Выяснилось, что побудительными мотивами их движения в направлении SOA были не аргументы со стороны ИТ-отрасли, а как раз внутренние потребности собственного бизнеса и корпоративных ИТ-подразделений.

Данная ситуация проявилась, в частности, в ходе работы двух конференций “Сервисно-ориентированная архитектура”, которые состоялись осенью 2007 г. и в апреле 2008-го. Тут стоит обратить внимание на их форму: обе конференции были проведены независимым организатором AHConferences (ранее тема обсуждалась исключительно на мероприятиях вендоров). Но самое главное: хотя спонсорами конференций выступал ряд ИТ-компаний, тон на них и по числу выступлений, и по глубине анализа проблемы явно задавали ИТ-специалисты заказчиков. Большинство их докладов было посвящено реальному опыту применения SOA и сопровождалось активным обсуждением темы со слушателями (чего также не было на вендорских мероприятиях). В то же время SOA-конференции показали, что по многим вопросам данной проблематики (таким, например, как степень участия бизнеса в реализации SOA) общего мнения нет, более того — нет каких-либо обобщающих рекомендаций, базирующихся на реальном опыте.

Недавно мы познакомили читателей с тем, что думают по поводу SOA вендоры и интеграторы (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=110251). Теперь мы хотим дать слово заказчикам, уже познавшим достоинства этой технологии и трудности на пути ее применения на практике.