Примерно год назад создалось впечатление, что активность продвижения идей сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) со стороны ИТ-вендоров после пика на границе 2006 — 2007 гг. пошла на убыль. Но оказалось, что по крайней мере для IBM это было лишь небольшой передышкой перед началом новой волны деятельности в данном направлении. В стартовавшем нынешней осенью бизнес-сезоне корпорация явно решила придать SOA второе дыхание, предложив заказчикам программно-методический подход Smart SOA, основанный на обобщении уже полученного опыта применения SOA в отрасли.

Надо сказать, что поначалу поставщики ПО пытались представить поддержку SOA со своей стороны в виде отдельной группы собственных решений, в том числе и вновь созданных продуктов. Но год-полтора назад эту понятную маркетинговую схему нарушила Microsoft, заявив, что SOA реализуется на базе всей ее программной платформы, а не с помощью какой-то одной категории ПО. Такое позиционирование сразу поддержала и IBM, также сказав, что основой ее SOA-платформы является все семейство ПО WebSphere, дополненное продуктами Lotus, Tivoli, Rational и DB2.

Представляя в середине октября в Москве инициативу Smart SOA, вице-президент IBM Software Group Джон Месберг сообщил о том, что в достоинствах SOA сегодня уже нет необходимости убеждать заказчиков: они достаточно широко используют этот подход. Так, по данным проведенного в этом году исследования компании AMR Research, 53% опрошенных по всему миру компаний сообщили, что они уже используют SOA или запустили проекты на ее основе. Еще 37% планирует начать такие работы в течение ближайших одного-двух лет, и только 10% пока не видит в этом необходимости.

Что касается собственно новой инициативы IBM, то здесь в методологическом плане корпорация выделяет пять ключевых аспектов, понимание которых должно помочь клиентам понять преимущества SOA по сравнению с традиционным подходом к организации корпоративных информационных систем (см. таблицу). Соответственно для каждой из этих позиций Smart SOA предлагает несколько входных точек (SOA Entry Points), через которые заказчики могут подойти к реализации своих первых SOA-проектов. В свою очередь для обеспечения использования таких точек корпорация предлагает ряд модернизированных и новых продуктов, а также готовые сценарии и методические рекомендации применительно к различным отраслям (розничная торговля, здравоохранение, государственный сектор, банковская сфера и т. д.). Там, в частности, приводятся советы о том, с каких конкретно работ стоит начать движение для перехода к SOA.

Состав набора продуктов IBM для реализации SOA постоянно пополняется. Так, сейчас заказчики могут использовать новый инструмент IBM WebSphere Business Events, созданный на базе технологии, приобретенной в начале этого года у компании AptSoft. С его помощью можно анализировать связи между событиями, выявляя при этом потенциальные возможности или угрозы для бизнеса и автоматически вырабатывая ответные ходы.

Реализацию подхода Smart SOA предлагается выполнять эволюционно в четыре основных этапа: создание основ, развитие, трансформация, динамическая адаптация. Последний, самый высокий уровень должен обеспечить компаниям прозрачность ИТ для бизнеса и возможность упреждающей самоадаптации в ответ на вызовы рынка.

Имея в виду, что в основу Smart SOA положена идея о необходимости прозрачности технических решений с точки зрения бизнеса, IBM предлагает также использовать наборы метрик, построенные с учетом специфики отраслевой деятельности заказчика, и инструментарий IBM Benchmark Wizard для автоматического определения ключевых показателей скорости реакции на измерения (Key Agility Indicators, KAI). Библиотека из трёхсот с лишним KAI для разных бизнес-сценариев включена в состав продукта WebSphere Business Modeler & Monitor.

Для широкого продвижения SOA в массы корпоративных заказчиков важной задачей является также обмен опытом и повышение квалификации сотрудников. Чтобы решить этот круг вопросов, IBM пошла по пути создания системы взаимодействующих между собой региональных и отраслевых сообществ с использованием социальных сетей — IBM Smart SOA Social Network.

Основные аспекты реализации стратегии SOA в рамках подхода Smart SOA

Аспекты SOA

Решаемые задачи

Традиционный подход (для сегодняшних потребностей бизнеса)

SOA-подход (для сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса)

Модернизированные и новые продукты для решения данных задач

С чего начать

Повторное использование бизнес-функций

Расширение возможностей применения существующих приложений

Реализация каждой функции в отдельном приложении

Создание сервиса один раз для многократного применения в разных приложениях

WebShpere Application Server

Rational Asset Analyzer

WebSphere Registry and Repository

Представление в виде сервисов функционала существующих приложений и источников мастер-данных

Создание новых повторно используемых сервисов

Подключение внешних сервисов

Функциональные связи

Интеграция самых разных аспектов бизнеса

Закрытая связь точка — точка

Основанное на отраслевых стандартах взаимодействие сервисов через единую шину (Enterprise Service Bus)

WebSphere MQ File Transfer Edition

QuickStart for WebSphere DataPower

WebSphere Business Events

Внутренние соединения на базе открытых стандартов

Шлюзы к внешним системам

Открытие доступа к существующим системам через разные каналы

Информация

Единый взгляд на достоверную деловую информацию

Индивидуальный набор данных для поддержки каждого приложения

Интегрированная информационная среда для работы любых приложений

IBM InfoSphere Information Server

IBM Maspup Center

IBM Lotus Forms

Доступ к унаследованным данным как к сервисам

Очистка и консолидация данных на базе федеративной модели

Создание служб управления мастер-данными

Люди

Настраиваемое взаимодействие и сотрудничество

Статический интерфейс панелей управления доступа к приложениям

Бизнес-пользователи сами формируют нужный им интерфейс для работы с необходимыми им приложениями

IBM WebSphere Portal

WebSphere Portal

IBM Maspup Center

Интеграция сервисов с помощью процессных порталов

Организация сотрудничества на базе Web 2.0

Процессы

Автоматизация процессов для повышения эффективности бизнеса

Для автоматизации процессов требуется трудоемкое программирование

Автоматизированное проектирование процессов с возможностью их динамического изменения

IBM WebSphere Process Server

Component Business Modeling Tool and Assets Release

Проектирование, моделирование и оптимизация бизнес-процессов

Мониторинг бизнес-активности

Расширенное вовлечение сотрудников в деловые процессы

Версия для печати (без изображений)