Корпорация Microsoft решила не откладывать в долгий ящик выполнение анонсированных на PDC'2008 планов по созданию Azure Service Platform и объявила о переводе в рабочий режим своих первых инфраструктурных онлайновых сервисов Microsoft Exchange Online и Microsoft SharePoint Online. Правда, пока они доступны лишь заказчикам в США, но лиха беда начало.

По словам президента Microsoft Business Division Стефана Илопа (Stephen Elop), данное событие — это еще один шаг по пути реализации стратегии корпорации “софт плюс сервис”, которая подразумевает предоставление возможности клиентам выбора между установкой ПО внутри своей ИТ-инфраструктуры и использованием внешних сервисов.

В течение последних нескольких лет само понятие онлайновых сервисов Microsoft ассоциировалось исключительно со средствами для конечных пользователей. Однако весной этого года корпорация запустила свой первый интернет-сервис для предприятий — CRM Online, а в начале ноября — Office Live Small Business. И тем не менее выпуск Exchange Online и SharePoint Online — это действительно знаковое событие, ведь речь идет о лидирующих на рынке технологиях, имеющих колоссальную клиентскую базу. По сути, предоставив возможность выбора между традиционной и онлайновой моделями использования массового ПО, Microsoft поставила перед клиентами и партнерами вопрос о новой системе взаимоотношений на ИТ-рынке что называется ребром.

Действительно, модель облачных вычислений и использования ИТ-ресурсов (и аппаратных, и программных) в режиме аутсорсинга внешне очень привлекательна. Но в ней есть и немало “подводных камней”. Чаще всего заказчики опасаются передавать свою деловую информацию на хранение внешним организациям. Хотя это скорее можно отнести к разряду предрассудков, чем к реальным проблемам, но преодолеть предрассудки обычно бывает гораздо сложнее, чем решить сложные технические задачи. Если говорить о защищенности систем, то настоящие опасности подстерегают в коммуникационных каналах и внутри компаний.

Но кроме технических есть еще и деловые аспекты реализации облачных идей. Ведь Редмонд предлагает заказчикам использовать не просто внешние сервисы, а сервисы в своем собственном исполнении. С одной стороны, Microsoft — это солидная и надежная компания. А с другой — хорошо ли настолько повышать свою зависимость от одного поставщика, используя не только его ПО, но и доверяя ему же свою ИТ-инфраструктуру? Не говоря уже о такой актуальной проблеме, как принципиальная коррекция взаимоотношений в цепочке “поставщик — партнеры — заказчики”.

Говоря о перспективах развития семейства Microsoft Online Services, Стефен Елоп сообщил, что уже в скором времени будет переведен в рабочий режим сервис Office Communications Online, который пока работает в статусе бета-версии. Кроме того, Microsoft планирует запустить сервисы по управлению ИТ и по обеспечению безопасности.