Microsoft еще три года назад объявила реализацию концепции S+S (“софт плюс сервис”) одной из ключевых стратегических линий развития своего бизнеса*. Однако особой активности в этом направлении в России не наблюдалось. Фактически S+S была впервые обозначена как основная задача Microsoft лишь на весеннем партнерском форуме, но реакция участников на призывы компании начать освоение новых бизнес-моделей и технологий была весьма сдержанной (см. PC Week/RE, № 18/2008).

Как известно, бизнес Microsoft изначально базируется на широком сотрудничестве с партнерским сообществом и особая роль в нем отводится независимым разработчиками ПО (ISV), особенно когда речь идет о продвижении технологических инноваций платформенного уровня, в том числе и S+S. Имея все это в виду, Microsoft еще в апреле 2007 г. объявила о начале программы S+S Incubation Center Program, направленной на создание центров методической поддержки ISV в освоении новых моделей взаимодействия с заказчиками. С того момента уже было открыто 20 таких центров (10 в Западной Европе, восемь в Северной Америке и два в Азии), в которых сегодня более 400 компаний-разработчиков предлагают клиентам свои решения в сервисном режиме.

В конце ноября число таких инкубаторов увеличилось еще на один: Microsoft объявила о создании в Москве “Центра развития S+S”, первого не только в России, но и в странах Центральной и Восточной Европы. Партнером этого проекта выступает компания “Гарант-Парк-Интернет”, больше известная под торговой маркой Parking.ru, которая в том числе предоставит технологическую площадку для развертывания и тестирования новых решений. Подразумевается, что в рамках деятельности центра компаниям-разработчикам будет предложено пройти ряд бизнес- и технологических тренингов по разработке и развертыванию сервисов, а также дана возможность размещения решений в дата-центрах Parking.ru.

Директор по хостингу Web-сайтов и приложений Microsoft International Майкл Корбахер оценивает перспективы S+S в нашей стране как хорошие, отмечая высокие темпы развития российской софтверной отрасли в последние два года (35—40% ежегодно) и еще более значительный рост объема бизнеса корпорации.

Надо сказать, что тема SaaS/S+S в общем-то не новая и, главное, совсем не бесспорная. Традиционно ИТ-компании предпочитают говорить о довольно очевидных ее преимуществах, но при этом явно стараются обходить не менее заметные проблемы. К сожалению, представители Microsoft ясности не внесли, из их слов могло сложиться впечатление, что речь идет о начале освоения практически “неизвестных земель”.

Ненамного прояснил ситуацию с S+S в России и генеральный директор компании “Гарант-Парк-Интернет” Игорь Федотченко. Опираясь на восьмилетний опыт работы своей фирмы в области хостинга, он высказал мнение, что главным препятствием на пути широкого применения сервисной модели доставки ПО в нашей стране была до сих пор недостаточная пропускная способность Интернета, но сейчас эта трудность практически преодолена. Впрочем, анализ известной информации по теме S+S свидетельствует о том, что расширение каналов связи — вовсе не первоочередная задача для продвижения этой бизнес-модели.

Об этом, в частности, сказал Владимир Андреев, директор компании DocsVision, которая прошедшим летом запустила на Parking.ru свой онлайновый сервис по управлению корпоративными документами в режиме хостинга (см. PC Week/RE, № 27-28/2008). По его словам, у заказчиков есть много сомнений в целесообразности использования схемы SaaS, одно из главных касается надежности защиты конфиденциальной информации. Тем не менее, хотя возможности чисто коммерческого применения таких бизнес-сервисов еще не до конца понятны, по мнению руководителя DocsVision, уже сегодня можно говорить об их пользе для поставщиков ПО, по крайней мере в качестве удобных демонстрационных стендов.

Однако стратегия Microsoft по реализации концепции S+S подразумевает не только использование поддержки со стороны партнеров, но и предоставление заказчикам своих онлайновых сервисов. Пока в России Windows Live и Office Live предназначены только частным пользователям, в то время как компания выпустила уже несколько сервисов корпоративного назначения (CRM, SharePoint, Exchange), но они доступны лишь в США и некоторых других странах (см. PC Week/RE, № 45/2008). Комментируя эту тему, директор по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса и партнерами Microsoft Россия Юрий Ларичев сообщил, что запуск аналогичных онлайновых корпоративных средств запланирован на следующий финансовый год компании (начнется 1 июля 2009 г.).

*S+S является майкрософтовским вариантом общеотраслевого понятия SaaS (софт как сервис) с тем отличием, что Редмонд считает необходимым предоставить заказчикам право выбора между использованием сервисов и традиционным применением программных продуктов.

Версия для печати