Пять лет назад компания Epicor Software поглотила фирму Scala — поставщика популярной в России одноименной ERP-системы. Обнародованная тогда новая продуктовая стратегия предполагала, что в странах СНГ будет предлагаться только система iScala. Две другие линейки ERP-продуктов этого вендора — Epicor Vantage и Epicor Enterprise — предназначались для рынков Северной Америки, Западной Европы и Австралии.

Схема продвижения продуктов Epicor изменилась: если раньше продукты Epicor на российском рынке предлагались через партнера, теперь продвижение продуктов Epicor наряду с продуктами Scala взяло на себя московское представительство вендора.

И вот год назад компания объявила о выпуске совершенно нового продукта Epicor 9, соединяющего в себе достоинства всех прежних ее ERP-систем. О его месте в продуктовом портфеле Epicor и политике продвижения всех ERP-решений вендора в России с вице-президентом по маркетингу программных продуктов Epicor Джеймсом Норвудом беседует научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.

PC Week: Год назад компания Epicor выпустила новый продукт Epicor 9. Предлагается ли по-прежнему в России продвижение системы iScala или на смену ей пришел Epicor 9?

Джеймс Норвуд: Epicor последовательно защищает инвестиции своих клиентов, независимо от того, какие продукты они используют. Несмотря на то что у нас имеется коммерческий релиз технологически и функционально более насыщенного продукта Epicor 9, мы отдаем себе отчет в том, что тысячи клиентов продолжают эксплуатировать сегодня Epicor iScala. Решение о переходе на SOA-ориентированный продукт Epicor 9 зависит от многих факторов — состояния рынка, потребностей бизнеса, бюджета и принимается только клиентом.

Если говорить об iScala, стоит упомянуть, что в ближайшее время мы анонсируем новый релиз системы iScala 2.3 SR2, в разработке находится релиз SR3 и планируется к выходу четвертый релиз. Подобно системе iScala, которая распространена более чем в 150 странах и локализована на 35 языках, Epicor 9 был задуман и разработан как глобальный продукт. Хотя в первый коммерческий релиз был включен только ряд основных стран и языков, включая Россию (семь языков, 13 стран), в последующих релизах, каждый календарный квартал будут добавляться новые страны и языки, пока мы не достигнем как минимум такого же охвата, как в iScala. При этом мы прекрасно понимаем, что у нас есть определенные рынки, страны и клиенты, включая Россию, для которых iScala будет предлагаться и поддерживаться настолько долго, насколько этого потребует время.

PC Week: Что представляет собой Epicor 9 по сравнению с другими продуктам компании Epicor? Можно ли говорить о том, что в нем консолидированы все ERP-системы, предлагаемые компанией ранее (включая Epicor Vantage и Epicor Enterprise)?

Дж. Н.: Наш новый продукт построен на базе платформы SOA, которая использовалась, в частности, в Epicor Vantage, но затем была существенно усовершенствована. Epicor 9 включает в себя функции из всех продуктовых линеек компании. Например, производственные модули базируются на функциональности Epicor Vantage, дистрибуция — на Epicor Enterprise, международные финансовые возможности — на Epicor iScala. В то же время это не просто интеграция упомянутых продуктов на одной платформе, а единое ERP-решение, вобравшее в себя весь опыт, накопленный за 25-летнюю историю компании Epicor.

PC Week: Известно, что в состав продукта входят модули управления отношениями с клиентами (CRM), управления отношениями с поставщиками (SRM), расширенного производственного планирования (APS), управления бизнес-процессами (BPM), управления рисками и соответствиями (GRC), конфигуратор продуктов и др. На какой базе строились эти модули? В прежние годы, к примеру, сообщалось, что модуль CRM базируется на Microsoft Dynamics CRM. С другой стороны, у Epicor есть свой аналог — Clientele.

Дж. Н.: Нами создан целостный ERP-продукт, включающий все вышеперечисленные возможности в виде встроенных модулей, интегрируемых на базе сервисно-ориентированной архитектуры. Наряду со знакомой им функциональностью, клиентам, переходящим на Epicor 9, будут доступны новые возможности, которые ни один из продуктов Epicor ранее предложить не мог. Ядром системы является SOA-платформа Epicor ICE (Internet Component Environment), и все упомянутые вами модули были переработаны на базе Epicor ICE. При этом Epicor 9 представляет собой модульное решение: клиенты могут приобретать только те модули, которые им необходимы и расширять функциональность по мере роста предприятия и потребностей бизнеса. Система реализует единую модель данных и имеет единый источник мастер-данных.

PC Week: Что компания предлагает своим старым клиентам в смысле поддержки и миграции? Как изменилась цена продукта?

Дж. Н.: По условиям контракта на поддержку, клиенты, использующие другие наши ERP-продукты, при миграции на Epicor 9 получают ту же функциональность, которой они владеют на момент перехода. В рамках этого контракта клиенты не несут дополнительных затрат на лицензии. Наши консультанты и технические специалисты обеспечат необходимую поддержку по апгрейду ПО и переносу данных из одной системы в другую.

Благодаря архитектуре SOA, расширение и обновление программного обеспечения становится более простым и менее затратным. Кроме того, клиенты, которые планируют остаться на iScala, могут воспользоваться возможностями Epicor 9 для оптимизации бизнес-процессов без каких-либо дополнительных инвестиций. В каждом новом релизе системы iScala ее функциональность “подтягивается” к функциональности Epicor 9 с тем, чтобы в дальнейшем клиентам было легче переходить на новый продукт.

ERP-система Epicor 9, как и iScala, ориентирована на средний бизнес и нижний сегмент крупного бизнеса (компании с годовым оборотом от 50 млн. до 1 млрд. долл. и штатом 50—5000 сотрудников), а ее цена соответствует ожиданиям данного сегмента. Epicor 9 допускает различные варианты лицензирования. В каждом из 600 индивидуальных бизнес-сервисов содержится от 5 до 50 методов их использования, что подразумевает большое количество вариантов развертывания. Существует четыре основных редакции системы со своими правилами ценообразования. Для редакций Standard и Enterprise стоимость рассчитывается по числу одновременно работающих пользователей. Цена на редакцию Advanced зависит от моделей увеличения числа пользователей; цена на Express рассчитывается на основе ежемесячной абонентской платы (SaaS) для одного пользователя. Как правило, во всех случаях предоставляется бессрочная лицензия (за исключением SaaS-версии), а стоимость ежегодного обслуживания составляет 20% от цены ПО.

PC Week: Что имеется в виду, когда говорится о возможности эксплуатации системы в рамках модели SaaS? Вы предоставляете такие услуги заказчикам сами или позволяете делать это третьей стороне — системному интегратору?

Дж. Н.: В будущем поставщики ПО уйдут от традиционных вариантов поставки своих продуктов, предполагающих их развертывание только на сервере предприятия, ПК пользователя или в рамках модели “ПО по требованию” (по подписке на доступ к приложениям). Мы разделяем позицию Microsoft о том, что в итоге будет реализован гибридный сценарий, когда одни приложения располагаются за сетевым экраном на бизнес-сервере, а другие функционируют в облачной среде и предлагаются как услуга. Epicor 9 поддерживает данную концепцию. В частности, в нем есть два веб-приложения Epicor Tax Connet и Epicor eMarketing, распространяющиеся по подписке, которые интегрируются с системой, развернутой на площадке заказчика. При реализации гибридного подхода “ПО + облачные услуги”, последние могут предлагаться как самой Epicor, так и независимыми поставщиками.

PC Week: В какой мере в создании Epicor 9 были задействованы программисты из российского центра разработки Epicor? Какова его численность сегодня? Какие задачи он решал? Кто отвечал за создание SOA-платформы Epicor ICE?

Дж. Н.: В российском R&D-центре Epicor сейчас трудится 130 специалистов. Московский офис Epicor и центр разработки сыграли значительную роль в реализации проекта Epicor 9, в особенности в создании важнейшего элемента — бизнес-архитектуры Epicor ICE. Местный R&D-центр отвечает за разработку портала на базе Microsoft SharePoint, используемого во всех линейках продуктов Epicor. Российские программисты занимаются также созданием BPM-инструментария — одного из самых важных компонентов Epicor 9. В настоящее время они вовлечены в проект по построению нового решения Epicor Advanced Financial Reporting (AFR), предназначенного для выпуска расширенной финансовой отчетности и передачу ее контролирующим органам в электронном виде.

PC Week: Как была воспринята система Epicor 9 на российском рынке? Есть ли примеры проектов, доведенных до стадии промышленной эксплуатации?

Дж. Н.: По результатам мероприятий и кампаний, проведенных в рамках запуска коммерческого релиза Epicor 9 в России, мы можем утверждать, что продукт с большим интересом был воспринят прессой, существующими и потенциальными клиентами, партнерами. Запросы на участие в указанных мероприятиях прислали около 3000 компаний. С другой стороны, все новое руководством отдельных российских предприятий воспринимается с некоторым скептицизмом. Наше решение слишком революционно не только для российского рынка, но и для рынка программных решений для бизнеса в целом, не зря компания Gartner поместила нашу компанию в своем магическом квадранте в разряд “провидцев”.

Поскольку продукт глобальный, мы очень рассчитываем на международных игроков, работающих на местном рынке, которые покажут пример своим российским коллегам. Если говорить о целевых рынках, на которых мы планируем продвигать данное решение, то позиционирование в России будет несколько отличаться от Америки и Западной Европы, где мы ориентируем данный продукт как замену существующих ERP-систем. Что касается России и стран СНГ, то о замене здесь говорить рано, так как большинство компаний не внедрило еще и первую свою систему класса ERP. У этой ситуации есть свои положительные и отрицательные стороны: с одной стороны, рынок здесь более широкий, с другой — инвестиции в эту сферу не являются приоритетными, особенно в период экономического спада.

Мы не можем похвастаться реализованными проектами внедрения Epicor 9 в России, но у нас есть потенциальные клиенты (их имена мы не хотим пока озвучивать), с которыми мы ведем сейчас переговоры. Во всем мире продукт приобрели уже более 500 компаний, в 17 из них он находится в промышленной эксплуатации.

PC Week: Изменилась ли модель продвижения ERP-системы на российском рынке? Какова роль партнеров в ней?

Дж. Н.: Модель продаж не изменилась, наш принцип работы — это единый центр ответственности, что означает, что мы разрабатываем, продаем, внедряем и поддерживаем свое ПО самостоятельно. Тем не менее у нас есть партнерская программа. Сейчас в ней 300 участников по всему миру: это организации, специализирующиеся в смежных отраслях и услугах либо работающие в регионах, где наша компания физически не представлена. В любом случае всю ответственность за продукт Epicor несет сама: контракт заключается с Epicor, а партнер выступает как субподрядчик. Первый проект любого партнера проходит только под нашим чутким наблюдением и с участием консультантов Epicor. Мы очень заинтересованы в привлечении новых партнеров по Epicor 9: это могут быть компании, занимающиеся внедрением, рекомендующие наши решения и оказывающие при этом смежные услуги, например бизнес-консалтинг и т. д.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)