В Москве 4 марта состоялся пятый форум “IT в нефтегазовом комплексе”, в ходе которого можно было отследить некоторые тенденции современного развития информационных систем на нефтегазовых предприятиях.

Одна из таких тенденций — передача ИТ-услуг внешним подрядчикам с тем, чтобы сократить издержки и повысить эффективность основного бизнеса, а заодно и обзавестись активом, который можно выставить на продажу или IPO. Например, компании “СИБУР Холдинг” и “Газпром нефть” создали совместное предприятие ИТСК — “Информационно-технологическая сервисная компания”  и с прошлой весны на протяжении года выводили в неё ИТ-службы своих структур. Сегодня ИТСК имеет штат порядка 4000 человек и годовую выручку 3,7 млрд. руб. Как рассказал заместитель генерального директора по стратегии и развитию ИТСК Сергей Овчинников, за неполный 2009 г. затраты предприятий холдинга на ИТ-сервис снизились более чем на 10%, то есть на 100 млн. руб. Численность персонала в газоперерабатывающем холдинге, по его выражению, была оптимизирована на 13%. Следует заметить, что не все сотрудники ИТ-служб были переведены в ИТСК. Часть осталась в СИБУРе, в службе заказчика по ИТ. И когда им пришлось заниматься не только технологиями, но и договорами, сроками, оценкой качества услуг, они стали работать гораздо осознанней и ответственней. Заметно улучшился их контакт и взаимопонимание с бизнес-подразделениями предприятий.

Обслуживая два с половиной десятка промышленных предприятий, ИТСК за четыре месяца унифицировала в них процессы управления ИТ. Без аутсорсинга, по мнению Сергея Овчинникова, эта задача выполнялась бы несколько лет.

В процессе перехода на ИТ-аутсорсинг обнаружились многочисленные проблемы, в том числе психологические. Например, стало ясно, что полное выполнение соглашения об уровне услуг со стороны ИТСК само по себе еще не гарантирует удовлетворенности пользователя. В какой-то момент возникла двойственность восприятия в ИТСК: некоторые люди в этой компании чувствовали себя не подрядчиками, а заказчиками и даже пытались действовать в этом ключе.

Для СИБУРа дальнейшее развитие проекта, по словам Сергея Овчинникова, предполагает мультисорсинг, то есть привлечение лучших (каждый в своей сфере) поставщиков услуг. Это значит, что компании ИТСК предстоит работать в весьма конкурентной рыночной среде.

Виталий Суховский, директор по продажам в России компании VMware, со ссылкой на данные Gartner объявил о смене технологических приоритетов в умах директоров информационных служб предприятий. В 2010 г. наибольшей популярностью у них пользуются “лёгкие” (очевидно, для бюджета) технологии, а именно виртуализация и облачные вычисления. Отметим, что еще год назад эти технологии были соответственно на 3-м и 14-м местах. Прежний фаворит, Business Intelligence, всего за год опустился с первого места на шестое.

В качестве иллюстрации г-н Суховский привел пример компании ТНК-BP, которая в последние годы была вынуждена прибегнуть к широкому применению систем виртуализации. Иначе объем помещений в московском ЦОДе компании был бы исчерпан еще в 2007 г., а в Нижневартовском — в 2008-м. В московском ЦОДе ТНК-BP сегодня на двадцати пяти физических блейд-серверах производства HP функционирует 400 виртуальных машин, а в нижневартовском шесть физических серверов справляются с 46 виртуальными машинами. Помимо экономии пространства и электроэнергии получено кардинальное сокращение времени развёртывания новой системы по ИТ-проектам: с 2—2,5 мес. до трех рабочих дней.

Виталий Суховский отметил, что по мере роста виртуальной структуры критическое значение приобретает правильная организация учета виртуальных мощностей. Важно также не допускать отставания развития инфраструктуры систем хранения от развития виртуализации.

Версия для печати (без изображений)