Трудно переоценить преимущества использования облака для хранения файлов. Это гораздо меньшие затраты на администрирование, неограниченное масштабирование и оплачиваемые по факту использования ресурсы, которые всегда под рукой. Но эта модель еще молода, и пока перенос всей корпоративной информации в облако вряд ли оправдан. Такие аспекты, как защита данных, соблюдение нормативных требований и возможные нарушения обслуживания, служат достаточным основанием для того, чтобы тщательно проанализировать свои политики хранения данных.

Прежде всего, файлы файлам рознь. Критически важные файлы составляют около 20% всей информации, хранящейся в корпоративной сети. Могут ли организации рисковать, храня их в облаке? А для других 80% оправданно ли это?

Исходя из моего опыта помощи многим крупным организациям в разработке и реализации их стратегии миграции файлов, я могу указать восемь главных аспектов, которые следует рассмотреть, выстраивая свою стратегию хранения в облаке.

1. Уровень готовности

Первое, о чем нужно себя спросить, — это насколько стратегически важны конкретные файлы для бизнеса? Каких ожидать последствий, если файлы не будут бесперебойно доступны? Если они требуют пяти девяток — 99,999% готовности, то, вероятно, их не следует помещать в облако. Но для некоторых файлов вполне достаточно уровня готовности 99,9% (что эквивалентно нескольким дням простоя за год), и поставщик услуг хранения в облаке легко удовлетворит это требование в своем соглашении об уровне обслуживания.

Кроме того, требования доступности файлов могут варьироваться во времени. К примеру, доступность файлов Excel, запрошенных финансовым директором при составлении финансовой отчетности, будет для него крайне важна, когда придет время закрыть финансовый год или квартал, но не столь уж критична в последующий период. Но поскольку момент возможного нарушения обслуживания непредсказуем, эти файлы также вряд ли подходят для передачи в облако.

2. Требуемая полоса пропускания

Компании должны учесть размер файлов и понять, какую полосу пропускания потребляют конкретные файлы, путешествуя между корпоративной сетью и облаком, а также как часто запрашиваются эти файлы. Большие, часто запрашиваемые файлы могут обойтись недешево, так как самая значительная статья расходов в смете поставщика облачных услуг — это полоса пропускания сети.

3. Возраст файлов

Файлы, которые тихо хранятся в течение длительного времени, — скажем, те, которые не изменялись последние 60—90 дней, — лучшие кандидаты для переноса в облако. Приблизительно 80% файлов не меняются спустя 90 дней после их создания. Такие “стареющие” файлы вполне можно отправить на хранение в облако. Только помните, что их объем может оказаться значительным без должного обслуживания: нужно устранить дубликаты и те файлы, что не имеют ценности для бизнеса.

Только что созданные файлы имеет смысл хранить локально на ПК или сервере, так как многие из них, вероятно, еще в работе. Задайте политики в вашем ПО управления хранением, чтобы автоматически перемещать файлы, к которым никто не обращался в течение 90 дней, в облако, а недавние пусть хранятся локально.

4. Взаиморасчеты

Для удобства заказчиков, желающих внедрить взаиморасчеты за услуги хранения для определенных групп внутри организации, такая возможность изначально встроена в облако. Провайдеры облака могут отслеживать хранение файлов и выставлять счета с большой четкостью, что позволяет точно взыскивать их стоимость с конкретных подразделений и даже отдельных пользователей. Этот критерий дает организациям возможность определить, какие группы и типы файлов являются оптимальными кандидатами на хранение в облаке.

5. Проведите инвентаризацию файлов и оцените стоимость их хранения

Планируя миграцию в облако, начните с запуска утилиты поиска файлов на ваших файл-серверах, чтобы выявить, какие файлы подходят для удаленного хранения (см. предыдущий пункт). Узнав это, вы сможете оценить, каковы будут ваши расходы на хранение в облаке, и сравнить их у разных поставщиков этих услуг.

6. Отделите файлы от приложений

Вероятно, вы захотите отделить приложения от созданных в них пользовательских файлов и хранить приложения локально, чтобы уменьшить требуемую полосу пропускания сети. Утилиты поиска файлов могут помочь вам осуществить такое разделение.

7. Миграция ПО или операционной системы

Переходите на новую версию Windows или Microsoft Office? Совместимость файлов и приложений является довольно большой проблемой локальных корпоративных сетей; хранение файлов и приложений в облаке только усугубляет ее. Совершая апгрейд ПО на клиентских ПК, обязательно воспользуйтесь средствами поиска и “исправления” ваших файлов в облаке, чтобы они продолжали нормально работать. Лучше не пытаться исправить потенциально проблематичные файлы прямо в облаке, а перенести их в локальную сеть и выполнить требуемые процедуры (или сделать это до переноса файлов в облако).

8. Сжатие и шифрование

Имеются средства, которые позволят вам сжимать, шифровать ваши файлы и избавляться от дубликатов при переносе в облако. Эти инструменты помогут значительно снизить требуемую емкость для их хранения и повысить безопасность. Не забудьте ими воспользоваться.

Заключение

Управление данными обходится вашей организации примерно в 3500 долл. за терабайт в год (без стоимости самих СХД). Если перенести значительную часть ресурсов хранения в облако, то эти расходы можно уменьшить наполовину и даже больше, не говоря о всех других важных преимуществах, какие дает такой переход. Но услуги хранения в облаке — это не товар, который можно просто купить. Организациям следует тщательно спланировать свою стратегию хранения в облаке и определить, для каких типов файлов это будет оправданно.

Версия для печати