Платное неэфирное телевидение, имеющее годовой оборот около 1 млрд. долл., входит в число ведущих секторов отрасли связи и массовых коммуникаций. Оно является одним из драйверов роста этого сектора экономики. Положительные темпы развития данного направления бизнеса сохранились и в условиях кризиса. Эксперты предполагают и дальнейшее успешное его продвижение.

В отчетном докладе министра связи и массовых коммуникаций России Игоря Щеголева на расширенной коллегии ведомства (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123393) телевизионная тематика прозвучала в основном применительно к задачам внедрения эфирного цифрового телерадиовещания. Между тем, не меньший интерес представляет и тот сегмент ТВ-рынка, который не требует больших государственных инвестиций и сам вносит немалую лепту в оборот отрасли.

Собственники кабельных сетей и спутниковых систем — поставщики сигнала — сами формируют инфраструктуру этого сегмента. Под термином “неэфирное платное телевидение” (Pay TV) сегодня понимается широкий спектр интегрированных сервисов, включающих доступ к мультимедийным услугам — телевидению (в том числе, с интерактивными сервисами), радио, Интернету, телефонии.

По данным Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР), на сегодняшний день сегмент платного ТВ насчитывает более 1500 предприятий-операторов. Почти 90% из них имеют лицензии на оказание нескольких видов услуг, более половины всех операторов реально работают по моделям double-play (кабельное ТВ + Интернет) и triple-play (КТВ + Интернет + телефонная связь). Спрос на услуги платного телевидения и мультисервисных сетей с 2005 г. рос почти на 40% в год, такими же высокими темпами росли абонентская база и объем услуг.

Во многих российских городах эфирный прием телеканалов населением играет все меньшую роль. Это характерно как для мегаполисов, так и для городов с населением более 200 тыс. чел. Регионы, по оценке АКТР, уверенно догоняют столицы в развитии многоканальных систем. Общее число каналов в сетях обычного кабельного оператора составляет от 30—60 в аналоговом пакете до 120—150 в цифровом (в Москве — 160—170 цифровых каналов).

В целом, построенная к 2009 г. телекоммуникационная инфраструктура позволяет получать доступ к неэфирному телевидению уже более 90% населения страны, хотя бы единичные подключения зафиксированы более чем в 560 городах, говорится в отраслевом докладе “Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития”, подготовленным Управлением телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Аналитическим центром “Видео Интернешнл” и представленном в материалах расширенной коллегии Минкомсвязи.

По данным “TNS Россия”, АКТР и других специализированных организаций, телевизионный сигнал с помощью неэфирных технологий в начале 2009 г. принимали 40 — 44% аудитории и более 30% городских домохозяйств. По оценкам исследовательских компаний, число абонентов платного телевидения в России в 2009 г. определялось в пределах от 13,6 до 24 млн. подключений. Сведения о темпах годового роста абонентской базы платного телевидения в прошлом году также варьировались от 8 до 20%, но, что весьма важно для кризисного года, упали не катастрофически, уступая средним темпам наращивания в 2005—2008 гг., составившим 15—35%. В 2009-м стало очевидным снижение региональной экспансии ведущих операторов.

Кабельное телевидение

Волна роста платного телевидения в РФ в 2004—2008 гг. была связана в первую очередь с бурным развитием КТВ, проникновение которого за этот период утроилось. По данным АКТР, в 2009 г. потенциально было подключено уже 36 млн. из 52 млн. домохозяйств, а кабельные сети есть во всех городах с населением свыше 100 тыс. жителей, в которых охвачены до 80% потенциальных зрителей. Причем в Москве и Казани, по информации iKS Consulting, покрытие на уровне домохозяйств составило более 95%, в СПб и Уфе — свыше 90%.

На начало 2009 г. доля кабельных операторов в общей базе платного ТВ составляла по разным оценкам от 70% (J’Son&Partners) до 80% (iKS Consulting), что равнялось 8,3—15,4 млн. реальных подписчиков соответственно. Более высокий показатель включает в себя пользователей коллективных антенн, так называемых социальных пакетов и ряд других категорий подписчиков. На протяжении 2009-го доля КТВ несколько снижалась (до 65 или 74%, соответственно) за счет активизации спутниковых подключений.

В общей сложности в России лицензировано около 1400 операторов КТВ. Крупнейшими среди них, по данным iKS Consulting, являются “Национальные кабельные сети” (НКС) с абонентской базой 4670 тыс. чел, “Комстар-ОТС” (2240 тыс.), “Акадо” (1260 тыс.), “ЭР-Телеком” (880 тыс.) и “Мультинекс” (870 тыс.). Подавляющее большинство других операторов имеет базу, не превышающую 5 — 10 тыс. подписчиков.

В этой ситуации, говорится в отраслевом докладе, объясним рост концентрации на рынке, связанный с появлением больших кабельных холдингов, способных реализовывать крупные инвестиционные программы и использовать экономию за счет масштабов бизнеса. По итогам 2008 г. пять ведущих кабельных компаний страны контролировали 64% абонентов.

Спутниковое телевидение

На рынке спутникового телевидения долгое время доминировал один оператор прямого спутникового вещания “НТВ-плюс”, чьи услуги и стоимость подключения были достаточно дорогими. В 2006-м на рынке появилось сразу два новых оператора — “Триколор ТВ” (”Национальная спутниковая компания”) и ”Орион Экспресс”, рассчитанных на менее платежеспособную аудиторию. Значительную часть их предложений составляли бесплатные пакеты программ и абонентам нужно было лишь купить приемное оборудование. К тому же, ”Орион Экспресс” в 2009 г. заявлял, что покрывает всю территорию страны.

В 2009 г. именно сегмент спутникового телевидения стал самым динамичным в системе платного ТВ, обеспечив основной прирост абонентской базы. Его доля в ней также увеличилась впервые с 2003 г. и превысила 20%, а по расчетам J’Son&Partners, и все 30%. В основе этой тенденции лежит стремительный рост “Триколор ТВ”, который в 2009-м стал наиболее динамично развивающимся оператором неэфирного телевидения в России и самым быстро растущим DHT-оператором в мире. В прошлом году у него появилось более 1,65 млн. новых абонентов, совокупная абонентская база домохозяйств превысила 6 млн. (или 13% от общего количества). Далее по числу подписчиков за ним следуют “НТВ-плюс” (600 тыс.) и “Орион Экспресс” (130 тыс.).

Цифровое и IP-телевидение (IP TV)

Телевидение, передаваемое через сети передачи данных по интернет-протоколу, на сегодняшний момент является одним из важнейших элементов диверсификации системы доставки ТВ-сигнала в мире. В глобальном масштабе основными провайдерами этой услуги являются телефонные компании, которые таким образом получают дополнительную возможность расширить пакет предлагаемых услуг, в который чаще всего включается голосовая связь и широкополосный доступ (ШПД) в Интернет.

Необходимо отметить, что IP-телевидение является частью современного телевидения, в основе которого лежат цифровые платформы. Именно цифровые кабельные и телекоммуникационные сети позволяют формировать единое конкурентное пространство, в котором операторы ориентированы на предоставление сервисов в режимах double-play или triple-play. Что касается телевидения, то цифровые сети дают возможность предлагать пакеты дополнительных видеоуслуг, таких как видео-по-заказу, телевидение высокой четкости (ТВЧ), цифровые видеомагнитофоны, отложенный просмотр и многое другое.

В 2009 г. в РФ около трети абонентов неэфирного ТВ имели доступ к цифровому телевидению. Однако следует отметить, что практически стопроцентное цифровое ТВ-вещание обеспечивали своим абонентам только операторы прямого спутникового вещания, абонентская база которых составляет 90% всех пользователей цифрового телевидения в стране. Именно спутниковые операторы являются на сегодня базовой платформой для распространения в стране каналов ТВЧ, говорится в отраслевом докладе. Наземные же кабельные сети пока же в значительной степени остаются аналоговыми.

Для развития IP-телевидения требуется достаточная база сетей и пользователей ШПД. В 2009 г. число частных подписчиков ШПД достигло почти 13 млн. подключений. Темпы роста несколько уступали показателям 2007 — 2008 гг., но оставались на уровне 30%. В прошлом году почти все ШПД-провайдеры, обслуживающие не менее 50 тыс. абонентов, имели проекты IP-телевидения.

При этом ощутимой динамики прироста абонентской базы практически не наблюдалось, летом 2009 г. она оставалась на 240—250 тыс. подписчиков, достигнутом еще за год до этого (правда, приведенные в отчете сведения расходятся с данными компании ComNews Research, согласно которым по итогам 2009 г. абонентская база услуги IPTV выросла на 70%, превысив порог 1 млн. пользователей). Крупнейшими провайдерами IPTV в стране были “Комстар-ОТС” (150 тыс. абонентов), ”Дальсвязь” (50 тыс.) и ЮТК (20 тыс.).

Следует отметить еще одно направление ТВ-техники — интернет-телевидение (онлайн-телевидение). Это — вещание ТВ-канала или телевизионной программы через Всемирную сеть в форме потокового видео. Пользователь, подключенный к Интернету, может смотреть интернет-телевидение с помощью Web-браузера и медиаплейера на своем компьютере. К наиболее популярным российским сайтам, осуществляющим интернет-трансляцию телеканалов, относятся On TV, Corbina Tvkom и WEB TELEK.

Финансовые показатели подотрасли

Подотрасль телевидения существует за счет трех основных источников финансирования: доходов от рекламы, государственных субсидий и подписки на платное телевидение. В сегменте платного телевидения присутствуют две основных группы заинтересованных сторон — провайдеры доступа (операторы кабельного, спутникового и IPTV) и провайдеры контента (дистрибьюторы каналов, контент-агрегаторы).

Главное отличие моделей бизнеса общедоступного телевидения от платного заключается в том, что доля рекламных доходов в совокупных доходах последнего невелика. Основной источник финансирования для неэфирного телевидения — подписка, а реклама в среднем приносит менее ¼ доходов.

Данные об объемах рынка в 2009 г. заметно отличаются, однако порядок цифр вполне сопоставим: Discovery Research Group оценивает его в 1035 млн. долл., iKS Consulting — 980 млн. долл., АКТР — 850 млн. долл. и J’Son&Partners — 830 млн. долл. Рост этого сегмента в 2005 — 2008 гг. не опускался ниже 20% в год. Причем он продолжался и в 2009 г. — эксперты iKS Consulting его объем в прошлом году составил 28 млрд. руб. по сравнению с 24 млрд. руб. в 2008 г.

На рынке спутникового телевидения, составляющего 35% от всего платного ТВ в денежном выражении, почти вся выручка приходится на одно “НТВ-плюс”. В сегменте IPTV, который приносит 1—2% от всех доходов подотрасли, о прибыльности проектов пока говорить вообще не приходится. Тем более что разница между ценой и себестоимостью предоставляемых услуг в нем максимальна в сравнении с конкурентами.

Правда, для операторов IPTV является в большей степени дополнительным сервисом в едином пакете к более прибыльным услугам телефонной связи и ШПД. У кабельного телевидения почти 65% доля на рынке платного ТВ, но большое количество игроков в секторе, и ежегодный объем только одних инвестиций в сотни миллионов долларов пока оставляют его за пределами совокупной рентабельности.

В телекоммуникационной структуре России платное телевидение по объему доходов от физических лиц уже входит в пятерку главных “локомотивов” отрасли. Кризисный 2009 г. хотя и прервал неуклонный поступательный рост этого сегмента, но, в отличие от сотовой связи и мобильных телефонов, в платном ТВ отмечен не спад, а рост на 6%.

Pay TV стало неотъемлемой частью повседневной жизни российских граждан. На 10 домохозяйств в России, отмечается исследовании J’Son&Partners, приходится 2,9 телевизоров, подключенных к платному ТВ. Это в 14 раз меньше, чем SIM-карт, приходящихся на 10 домохозяйств, однако превышает количество компьютеров, имеющих широкополосный доступ в Интернет.

Версия для печати