На первый взгляд, выбор облачного хранения данных как вариант решения поддержки непрерывности бизнеса выглядит превосходно. Корпоративные данные хранятся удаленно, облачный провайдер автоматически выполняет их резервное копирование, а клиент может получать их сразу, как только они потребуются. Чего еще желать?

Тем не менее облака — это далеко не всё, что требуется, если постараться учесть, какие конкретно данные компания хранит у своего провайдера облачных услуг, что в нынешнем физическом месте размещения нужно для ведения бизнеса компании и как она подготовлена к переезду на новое место.

Перемещение корпоративных данных в облака означает следующее. Эти данные находятся за пределами офиса и надежно (будем надеяться) хранятся в удаленном резервном ЦОДе. Однако использование этих данных — совсем иное дело. Будут ли они доступны, если компания не сумеет восстановить их из своего операционного ЦОДа, если существующие у вас приложения не могут использовать эти данные и если сохранившаяся после чрезвычайного происшествия часть инфраструктуры будет непригодна для продолжения бизнеса? Ведь бизнес — это не только данные, это еще и то, что компания с ними делает.

“Обеспечение непрерывности бизнеса, в том числе и в облаках, является непростым делом, — считает Зеос Керравала, старший вице-президент по исследованиям Yankee Group. — Это нечто большее, чем просто копирование данных в облака”. Он рекомендует задаться вопросами: какой способ обеспечения непрерывности самый эффективный по стоимости, как синхронизовать данные, как связать данные с приложениями?

Есть и другие аспекты, которые тоже нужно иметь в виду. “Самое главное — это процессы, — продолжает Зеос Керравала. — Допустим, что они работают. Как в этом случае вы будете использовать данные, размещенные в облаках?” Он предупреждает о том, что многие компании, предлагающие услуги резервного копирования и восстановления данных, делают это впервые и не имеют в своем распоряжении надежных, проверенных решений.

Требования к обеспечению непрерывности

Лорен Вайтхаус, старший аналитик из Enterprise Strategy Group, отмечает: то, что данные хранятся в облаках, не означает, что это делается в соответствии с потребностями поддержки непрерывности бизнеса. Она считает важным, чтобы облачный провайдер был в состоянии обеспечить выполнение требований по своевременному восстановлению бизнеса клиента. Это в значительной степени зависит от того, как долго бизнес клиента сможет оставаться в автономном режиме.

“Некоторые виды бизнеса вообще не терпят перерывов в работе, — говорит Вайтхаус, — поэтому им требуются системы немедленного переключения на резервные варианты. Подобные решения поддержки непрерывности бизнеса должны размещаться географически отдельно от места размещения ЦОДа компании, так, чтобы оба места не оказались в зоне действия одной и той же катастрофы”.

Вам также нужно определить, будете ли вы восстанавливать свой бизнес с помощью инструментов, располагающихся в непосредственной близости от вас. “Сможете ли вы восстановить бизнес из своей ежедневной резервной копии данных? — спрашивает Лорен Вайтхаус. — Предполагая вероятность, что, например, после пожара такая копия будет уничтожена, для восстановления нужно иметь в запасе что-то еще”.

Согласно рекомендациям Лорен Вайтхаус, при использовании облачных вычислений для обеспечения непрерывности бизнеса первым делом нужно определить, какие приложения потребуются для поддержки бизнеса на ходу немедленно. Критические приложения тоже можно хранить в облаках, развертывая их таким образом, чтобы они могли работать удаленно, используя данные, тоже расположенные в облаках.

Для большинства компаний это означает, что им нужно найти провайдера, способного поддерживать как данные, так и приложения клиента. Такой провайдер также должен обеспечить доступ к этим приложениям, располагая их на своей стороне в виртуальной среде.

Как это будет работать в реальности, зависит от потребностей клиента и от возможностей выбранного провайдера. В некоторых случаях, возможно, вам захочется развернуть приложения, используя хостинг-услуги, и связать эти приложения с данными в облаках. В другой ситуации больше подойдет нечто похожее на сервис эластичных компьютерных облаков EC2 компании Amazon и ее сервис хранения данных S3.

Лорен Вайтхаус полагает, что не стоит всё слепо копировать в облака. В первую очередь нужно учесть, что для возобновления функционирования бизнеса в большинстве случаев восстановить всё сразу не получится. Нужно заранее решить, какие из приложений наиболее критичны для бизнеса, и составить последовательный план возобновления их работоспособности. Как считает Лорен Вайтхаус, восстановление — процесс поэтапный.

Он начинается с того, что вы выбираете приложения, жизненно важные для бизнеса и подлежащие первоочередному восстановлению. Для большинства компаний это электронная почта. Кому-то понадобится сначала запустить клиентские сервисы или приложения, обслуживающие процесс продаж.

Затем следует позаботиться о том, чтобы ваши сотрудники знали, чего им ожидать, если действительно возникает потребность в применении решения по обеспечению непрерывности бизнеса. В зависимости от компании это может означать регулярную работу части персонала в удаленном от основного офиса месте для постоянной поддержки бизнеса в рабочем состоянии. Для других предприятий это может быть имитация реального восстановления с эвакуацией всех сотрудников в удаленный офис. Как и в случае с противопожарными учениями, важно отрабатывать навыки экстренного реагирования на чрезвычайные обстоятельства еще до того, как они случились.

Практика

Проблема в том, что обеспечение непрерывности бизнеса может потребовать чрезмерных усилий, в то время как многие предприятия не имеют даже достаточной полосы пропускания каналов связи для того, чтобы спланировать и реализовать подобные мероприятия. К тому же есть такие критически важные функции, которые не так просто перенести в облака (например, телефония). По этой причине компании, подобные Agility Recovery Solutions, занимаются сложными системами поддержки непрерывности бизнеса, включающими всё — конфигурирование компьютеров, альтернативную корпоративную телефонию, временную рабочую площадку и т. д., с таким расчетом, чтобы заказчики могли возобновить работу своего бизнеса немедленно.

Как утверждает Пол Салливан, вице-президент и директор Agility Recovery Solutions, резервные ресурсы для клиента могут быть размещены где угодно — рядом с местом стоянки его транспорта (что разумно в случае чрезвычайных обстоятельств, не выходящих за пределы здания, например, пожара) или в другом городе (при более масштабных проблемах вроде урагана или землетрясения).

Пол Салливан обращает внимание на то, что один из возможных способов поддержки непрерывности бизнеса — работа сотрудников из дома — не всегда осуществим. “Предположение, что можно отослать людей работать по домам, не всегда верно, поскольку некоторые из сотрудников просто не могут работать дома. Сегодня менее 30% людей имеют дома высокоскоростное подключение к Интернету”, — сказал он.

Использование облачных вычислений для обеспечения непрерывности бизнеса также означает, что компании следует так организовать свою производственную инфраструктуру, чтобы все данные реплицировались в облака в реальном времени, чтобы не потерять что-нибудь в случае чрезвычайного происшествия. Как утверждает Джастин Гиардина, главный инженер компании iland Internet Solutions, способ выполнить это требование зависит от инфраструктуры компании. Он считает, что для тех, кто использует виртуализацию, это будет проще, имея в виду, что эта технология упрощает составление плана восстановления и резервное копирование в облаках. Он напоминает, что перемещение данных в облака также стройно и ясно, как перемещение в сетевые хранилища (SAN) при выполнении репликации SAN-to-SAN.

Как утверждает Джастин Гиардина, хранилища данных в частных облаках гарантируют компаниям доступ к их данным и приложениям. Виртуальные рабочие места позволяют сотрудникам использовать любые точки доступа, в том числе киоски, для того чтобы подключиться к корпоративным данным и выполнять свою работу.

Джастин Гиардина и Пол Салливан согласны с тем, что одним из критических компонентов для гарантированной поддержки непрерывности бизнеса через облачные технологии является убежденность в том, что имеющейся в распоряжении ширины полосы достаточно для репликации самого большого объема требуемых данных. Джастин Гиардина напоминает, что медленное соединение может потребовать для синхронизации данных часы или даже дни.

Невозможно знать, когда понадобится проводить восстановление бизнеса, поэтому к проведению этого процесса удаленно с запасных дислокаций важно подготовиться заранее.

Версия для печати (без изображений)