В последний день первого полугодия компания IDC опубликовала некоторые общие оценки ситуации на российском рынке ИТ-услуг в прошедшем, 2009-м году, полученные по результатам очередного ежегодного исследования в этой сфере. Отметим сразу, что аналитики IDC заметно повысили оперативность своей работы: ранее подобные сведения (не только по услугам) о прошедшем годе компания выдавала обычно в августе-сентябре.

По мнению IDC, объём рынка ИТ-услуг в России в прошлом году составил 3,6 млрд. долл., что на 31,2% меньше по сравнению с 2008-м (в рублевом измерении сокращение составило 12,0%). Напомним, что в докризисные годы это направление росло быстрее, чем ИТ-рынок в целом (47% в 2007-м и 19% в 2008-м). В целом приведенные данные IDC похожи на оценки, опубликованные еще в начале текущего года (“1С” говорила о сокращении ИТ-услуг на 32% до 4,1 млрд. долл., Microsoft — на 35% до 3,4 млрд. долл.).

В сообщении IDC говорится, что крупнейшими потребителями ИТ-услуг в России в 2009 г. оставались государственные и финансовые организации, их доля составила соответственно 19,1 и 18,6%, далее следуют телекоммуникационные (13,0%) и энергетические (12,9%) компании. Прогнозы в начале кризиса о том, что банковский сектор будет испытывать серьезные трудности и его доля в общих расходах на ИТ-услуги снизится, не оправдались. По мнению аналитиков, позитивную роль сыграла помощь крупнейшим банкам со стороны государства, а также сильная зависимость финансовых учреждений от услуг по поддержке критически важных ИТ-систем. В результате доля сектора в общем объеме рынка ИТ-услуг не только не сократилась, но даже несколько выросла.

От кризиса пострадали все направления рынка ИТ-услуг, но при этом расходы на внешнюю поддержку аппаратного обеспечения и приложений сократились в меньшей мере. IDC объясняет это тем, что многие крупные организации, прежде всего банки и телекоммуникационные компании, просто не могли отказаться от подобных услуг. Более всего снизились затраты на ИТ-обучение, разработку заказного ПО и комплексный стратегический аутсорсинг. В то же время, несмотря на значительное сокращение, доля услуг системной интеграции по-прежнему осталась наибольшей.

IDC отмечает, что ожидания российского ИТ-сообщества относительно увеличения объема рынка услуг аутсорсинга во время кризиса не оправдались. Совокупная доля аутсорсинга в 2009 г. выросла менее чем на 1%, составив 13,3%. При этом спрос на различные формы аутсорсинга в 2009-м существенно различался. Если доля комплексного долгосрочного аутсорсинга (информационных систем) сократилась, то доля наиболее простой формы аутсорсинга (обслуживание компьютерного и сетевого оборудования) возросла. Эти оценки разительно отличаются от данных, приведенных неделей ранее на прошедшей в Москве конференции по облачным вычислениям. Выступая там, президент Ассоциации стратегического аутсорсинга Сергей Македонский особо подчеркнул, что направление ИТ-аутсорсинга в России уверенно растет и даже кризис не помешал этому росту.

IDC опубликовала данные по рынку ИТ-услуг со ссылкой на свой собственный отчет “Russia IT Services 2010-2014 Forecast and 2009 Analysis”. Однако в отличие от прошлых лет в официальном сообщении IDC ничего не говорится о прогнозе развития ситуации в краткосрочной и долговременной перспективе. Напомним, что в сентябре прошлого года компания довольно пессимистично оценивала перспективы выхода из кризиса: тогда предсказывалось, что в 2013 г. объем российского рынка ИТ-услуг составит 4,73 млрд. долл., т. е. не достигнет докризисного уровня прошлого года.

В информации IDC говорится также, что в августе будет выпущена вторая часть отчета по рынку ИТ-услуг (Russia IT Services Competitive Analysis), в которую будет включены данные по основным поставщикам ИТ-услуг в России.

Версия для печати