Говоря о развитии рынка средств виртуализации, мы не раз отмечали, что в течение довольно долгого времени своеобразными реперными точками тут были конференции VMworld, проводимые компанией VMware каждые полгода (поочередно в США и Европе). Лидирующее положение этого вендора в данной сфере было столь бесспорно, что его корпоративное мероприятие фактически носило общеотраслевой характер. Почти все заметные игроки данного рынка так или иначе участвовали в нем или хотя бы приурочивали к конференции свои “виртуализационные” объявления технологического и маркетингового плана.

Однако со временем уровень признания приоритета VMworld отраслью понижался, и некий качественный перелом произошел два года назад, когда целый ряд ИТ-поставщиков (в первую очередь Microsoft, которая как раз тогда выпустила свой Hyper-V) заявил о намерении побороться с основателем виртуализационного направления за пальму первенства. Характерно, что именно тогда VMware практически перешла к одноразовой схеме проведения конференции (американские и европейские мероприятия почти совпадали по времени). И тем не менее до сих пор форумы VMworld были событием “номер один” в мире виртуализационных технологий. “Были” потому, что прошедшая в последних числах августа в Сан-Франциско (США) VMwolrd '2010 показала: время виртуализации как форпоста ИТ-отрасли, похоже, закончилось. Даже простой анализ прозвучавших там речей и выпущенных пресс-релизов позволяет увидеть, что о виртуализации как таковой там почти не говорилось. Основное внимание было сконцентрировано на облачных делах, которые, что очень важно, теперь, по всей видимости, будут называться иначе — “ИТ как сервис” (IT as a Service, ITaaS).

Нужно вспомнить, что впервые о переходе от решения задач виртуализации к построению качественно нового ИТ-мироздания на основе облачных моделей VMware заявила два года назад (совпадение не случайное!), при этом президент и CEO компании Пол Мариц (назначенный на эти посты незадолго до этого) недвусмысленно сказал, что VMware не намерена ограничиться созданием передовых технологий и будет участвовать в разработке и реализации стратегии развития инфраструктуры ИТ в целом. Именно тогда широко прозвучал не очень понятный для многих в ИТ-отрасли термин Cloud Computing (впрочем, и сейчас его понимание находится не на очень высоком уровне). Прошедшее с тех пор время продемонстрировало, что дела VMware не расходятся со словами. Впрочем, реализовать такие амбициозные планы очень непросто: конкуренция за лидерство в “светлом облачном будущем” возрастает буквально на глазах.

Тема виртуализации действительно уходит на второй план в актуальных ИТ-обсуждениях, но во многом это лишь видимость. На самом деле технологии виртуализации остаются ключевыми в плане общего развития ИТ, в том числе в вопросах построения облачных систем; просто акценты рыночной проблематики смещаются в сторону более высокоуровневых задач. Это хорошо видно на примере VMware, которая сегодня представляет собой уже не просто поставщика средств виртуализации (хотя и ведущего), как два года назад

Нетрудно видеть, что компания реализует свою стратегию двумя основными путями. Первый — это развитие традиционной платформы виртуализации, получившей название vSphere (минувшим летом была выпущена новая версия 4.1. Но одновременно VMware наращивает, в основном путем приобретений, арсенал качественно новых средств, который позволил ей сформировать солидный пул предложений облачных платформенных и прикладных сервисов и начать создание новых партнерских альянсов (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123115 и www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123500).

Отметим, что логика развития VMware с неизбежностью привела к существенной коррекции ее партнерско-клиентской политики: если раньше все отношения с заказчиками компания полностью отдавала на откуп партнерам, то теперь она вынуждена создавать сервисы, адресованные напрямую потребителям. (А Microsoft с такой же неизбежностью сделала ровно противоположный шаг, объявив о том, что станет продавать Azure не только как сервис, но и как программный продукт.

Собственно, именно это новое рыночное позиционирование VMware и было в центре внимания VMworld '2010, собравшей более 16 тыс. участников (рекорд подобных мероприятий!). В своем выступлении Пол Мариц представил взгляд компании на развитие корпоративных ИТ в целом сразу на десять лет вперед. При этом нужно отметить очень важный момент: хотя слово “облако” и производные от него звучали почти в каждой фразе, все же на этой конференции вместо привычного Cloud Computing впервые использовался термин ITaaS. Конечно, в этом можно усмотреть и обычный маркетинговый прием с обновлением названий (правда, ITaaS и раньше использовался как синоним Cloud), но в методическом плане замена представляется очень верной и своевременной, поскольку более точно отражает суть облачной модели.

Так вот, на VMworld '2010 Пол Мариц сформулировал стратегию и набор продуктов VMware, которые, по его мнению, позволят коммерческим и государственным организациям перейти от модели “ИТ как центр затрат” (IT as a Cost Center) к новой бизнес-ориентированной парадигме ITaaS. Последняя подразумевает создание принципиально новых подходов к каждому критически значимому слою ИТ-архитектуры, инфраструктуры, приложений и доступа конечных пользователей.

Здесь хотелось бы обратить внимание на такой важный момент. Несомненно, виртуализация — это одна из ключевых технологий, необходимых для реализации облачных моделей (или ITaaS). Но нужно понимать, что лидерство VMware в сфере виртуализации совсем не гарантирует ей автоматического первенства в облачной сфере. Компании приходится решать новые для себя задачи (технологические, организационные, маркетинговые), в которых у конкурентов VMware уже имеется большой опыт. И тут ее ожидает серьезная и весьма жесткая конкуренция. О чем свидетельствует одно событие, произошедшее во время VMworld '2010.

31 августа (второй день конференции) в US Today (самая массовая ежедневная газета США, тираж 1,8 млн. экз.) появилось опубликованное на правах рекламы открытое письмо вице-президента подразделения Microsoft Server & Tools Business Бреда Андерсона (Brad Anderson), адресованное пользователям VMware. В нем он советует заказчикам не спешить с подписанием с VMware трехлетнего соглашения о лицензировании ее продуктов. Аргументы топ-менеджера Microsoft в кратком изложении звучат примерно так: “Вы можете пойти не по тому пути, а когда поймете, что идете не туда, выход на “правильную” дорогу потребует от вас серьезных затрат”.

Так что борьба за облачные перспективы (как их ни назови) еще впереди.

Версия для печати (без изображений)