Современному российскому рынку ИТ-аутсорсинга, как свидетельствует аналитический отчет Ассоциации стратегического аутсорсинга (АСТРА), свойственны общая незрелость, непрозрачность, отсутствие общепринятых индустриальных стандартов аутсорсинга, низкий уровень знаний в данной области как у рядового персонала, так и у руководства предприятий-заказчиков и множество других пороков. В отличие от рынков экономически развитых стран, разумеется.

Вместе с тем, согласно этому же исследованию, объем российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2008 г. вырос на 30% и составил порядка 775 млн. долл. Причем в следующие два года, несмотря на кризис, ожидалось продолжение роста рынка, так что в 2010-м его объем должен был преодолеть знаковый рубеж в 1 млрд. долл. Произошло ли это на самом деле, пока неясно, поскольку новых данных не опубликовано, и похоже на то, что их на сегодня просто не существует. Но то, что рынок ИТ-аутсорсинга в России развивается, сомнений не вызывает. И дополнительное свидетельство тому — проект, реализованный в минувшем году “Связным банком” в сотрудничестве с корпорацией IBM.

Но прежде чем приступить к описанию этого проекта, в рамках которого банк задействовал в своем бизнесе на условиях аутсорсинга системную ИТ-инфраструктуру, приведем еще несколько цифр из упомянутого аналитического отчета. По состоянию на начало 2009 г. на российском рынке ИТ-аутсорсинга работало чуть меньше ста компаний, услуги по аутсорсингу ИТ-инфраструктуры оказывали около 75% из них. Порядка 60% компаний предоставляли услуги банкам и страховым компаниям, причем 16% из их числа имели крупные аутсорсинговые контракты с предприятиями финансового сектора (в том числе со Сбербанком, ВТБ и Райффайзенбанком).

Как все начиналось

Напомним отправной пункт в истории данного проекта: в конце 2009-го группа компаний “Связной” покупает Промторгбанк, который поменял наименование и стал именоваться “Связной банк”. Затем руководство компании принимает решение о начале реализации крупномасштабного розничного банковского проекта, но запустить его на базе информационной системы и инфраструктуры, существовавших на тот момент в банке, не представлялось возможным. После чего и было принято решение о их модернизации.

“На момент старта проекта в банке отсутствовала ИТ-инфраструктура, ориентированная на розничный бизнес. — рассказал Александр Тютюнник, заместитель председателя правления “Связного банка”, курирующий блок ИТ. — Была поставлена задача ее создать. Новая инфраструктура должна была отвечать уникальным требованиям крупномасштабного проекта, основной продукт которого на первоначальном этапе — гибридная карта. Это дебетовая карта, которая может по условиям договора автоматически стать кредитной, если собственные средства клиента на карточном счете закончились”.

С учетом особенностей розничного бизнеса к будущей системной ИТ-инфраструктуре выдвигались следующие основные требования:

  • возможность масштабирования решений в условиях резкого роста продаж;
  • поддержка быстрых продаж карточных продуктов в режиме онлайн (от заполнения анкеты до выдачи готовой, активированной карты международной платежной системы — порядка 20 мин);
  • ИТ-поддержка работы во всех часовых поясах, без выходных и почти круглосуточно (по некоторым операциям технологическое окно, когда продажи не выполняются, — не более трех часов, ночью).

По результатам проведенного тендера поставщиком решения стала корпорация IBM, которая помимо железных решений на условиях аутсорсинга предложила услуги по сервисному сопровождению системного оборудования и программного обеспечения. Проект стартовал 1 марта прошлого года, а через четыре месяца, 1 июля, были выпущены первые карты.

“Любой стартующий крупномасштабный проект — это серьезные инвестиции и соответственно большие риски, — аргументирует выбор банка Александр Тютюнник. — Вкладывать большие деньги в строительство ЦОДов, особенно в первый год, — рискованно. В результате мы приняли схему аутсорсинга, предложенную IBM”.

По условиям сотрудничества основное оборудование (серверы IBM Power 780, хранилища данных Hitachi) банк арендует у IBM, оплачивая при этом лишь то количество вычислительных мощностей, которое фактически используется в бизнесе. В целях обеспечения надежности серверы располагаются в двух зеркальных, симметричных ЦОДах класса отказоустойчивости Tier II+. ЦОДы разделены географически расстоянием порядка 2 км и соединены так называемой “темной оптикой”. При этом они могут работать как одновременно, так и — в случае возникновения проблем — по отдельности.

После реализации проекта по аутсорсингу все основные отказоустойчивые, высокопроизводительные ИТ-процессы банка, на которых базируются клиентские операции, поддерживаются и обслуживаются IBM. Компания отвечает за эксплуатацию, поддержку и администрирование больших машин IBM Power 780, систем хранения Hitachi — всего оборудования, размещенного в ЦОДах. И не только оборудования, но и системного ПО. Специалисты IBM сопровождают операционную систему AIX и интеграционную шину IBM WebSphere. Соответственно сервисный контракт по аутсорсингу предусматривает регулярные платежи не только за аренду оборудования, но и за оказанные услуги.

Что касается ИТ-службы банка, то ее специалисты поддерживают несложную внутреннюю ИТ-инфраструктуру (например, почтовые серверы), а кроме того, заведуют большим хозяйством прикладного ПО, осуществляя установку прикладных систем, их настройку и обслуживание (обновление, обучение персонала и оказание ему необходимой помощи, тестирование и т. д.).

“В числе прикладного ПО в банке работает АБС производства компании БИС, доставшаяся нам по наследству от прежней структуры и используемая в основном для составления баланса и отчетности, — отметил Александр Тютюнник. — Основная же бэк-офисная система для поддержки розничного бизнеса, в которой мы ведем все операции по карточкам и клиентским счетам, — производства ЦФТ. Кроме того, в банке работают прикладные системы, обслуживающие интернет-банкинг и мобильный банкинг. Есть и терминальные системы, обслуживающие платежи через установленные в каждом салоне группы компаний “Связной” терминалы (с помощью карты можно выполнять денежные переводы, оплату коммунальных услуг и другие операции)”.

Стадия реализации проекта

Такого масштаба и уровня сложности проект, да еще реализуемый за 3—4 месяца, не мог не столкнуться с целым букетом проблем, в числе которых были как общие для рынка трудности (временные перебои в прошлом году с поставками коммуникационного оборудования), так и частные — например, специфические сложности построения и функционирования телекоммуникационной сети.

“Выстраивание собственной телекоммуникационной инфраструктуры в рамках проекта доставило нам больше проблем, чем запуск нового серверного оборудования, — признался Александр Тютюнник. — И отчасти это было связано с высочайшими требованиями к шифрованию, защите информации. Различные специальные приложения, связанные с данной областью, поначалу конфликтовали между собой, пока мы не научились с ними работать”.

Обеспечение безопасности, циркулирующей в информационном контуре в условиях, когда такая важная его часть, как системная инфраструктура, арендуется на условиях аутсорсинга, — одна из головных болей для любого предприятия, особенно для банка, требования регуляторов к которому по части информационной безопасности очень жесткие. В рамках данного проекта сопровождение средств шифрования, криптозащиты и даже телекоммуникационной инфраструктуры (в том числе той, что находится в ЦОДах IBM) осуществляется сотрудниками банка.

“Можно сказать, что в сфере информационной безопасности мы стараемся быть менее инновационными и более консервативными, — подчеркнул Александр Тютюнник. — Все необходимые системы по защите информации установлены, отвечают государственным стандартам”.

Дополнительная сложность реализации проекта была в том, что не все сотрудники были ментально готовы к работе с новыми технологиями, и даже самым опытным специалистам порой не хватало квалификации, особенно на стыке работы прикладного ПО и системного.

“Рядовой администратор Oracle не очень хорошо представляет себе, как будет работать Oracle под AIX. Или, к примеру, как работает интеграционная шина IBM WebSphere, которая также задействована, — констатировал заместитель председателя “Связного банка”. — Нехватка персонала высокого класса при решении сложных задач экспертного уровня — это общепризнанная большая проблема. И в целом оказалось, что подобрать команду — задача, еще более сложная, чем выбрать правильного поставщика ИТ-решения”.

Финансовая сторона ИТ-проекта, как всегда, одна из самых слабо и весьма неохотно освещаемых. И каковы будут финансовые итоги по прошествии нескольких лет, вряд ли кто-то решится спрогнозировать. Но одно очевидно — стартовые расходы проекта на ИТ-инфраструктуру благодаря схеме аутсорсинга, предложенной “Связному банку” компанией IBM, были снижены, и весьма существенно, точнее — растянуты на несколько лет.

“Только строительство двух современных ЦОДов, закупка двух систем хранения и больших машин, со всеми скидками обошлась бы минимум в 6—7 млн. долл., — оценил Александр Тютюнник. — Договор по аутсорсингу предусматривает выплаты примерно на этом уровне, но в течение 4—5 лет”.

Текущие задачи

Количество отделений у банка сегодня небольшое — меньше 10, но уже к концу текущего года планируется, что их будет порядка 50, а общее число салонов связи, через которые тоже осуществляется банковское обслуживание, уже сегодня превышает 2 тыс. Стратегия развития предусматривает движение к универсальному банку, т. е. предполагается, что пластиковые карты — это лишь стартовый продукт, а впоследствии розничный продуктовый ряд будет расширяться за счет кредитов и других продуктов. Всё это будет хорошей проверкой для выстроенной ИТ-инфраструктуры на отказоустойчивость и надежность.

“ИТ-инфраструктура работает надежно, — резюмирует Александр Тютюнник, формулируя задачи на текущий момент и на ближайшую перспективу. — Первоочередные задачи — отслеживание внутренних процессов в условиях роста бизнеса. “Связной банк” становится большим банком, в котором идет процесс выработки внутренних регламентов, стандартизации бизнес-процессов, поэтому необходимо дальнейшее повышение надежности и отказоустойчивости на уровне прикладных приложений”.

Версия для печати (без изображений)