Компания Microsoft объявила о своем намерении запустить в России новое облачное решение Office 365 до конца 2011 г. Первый этап внедрения будет проходить в партнерстве с компаниями “ВымпелКом” и “СКБ Контур”. В результате клиенты из компаний малого и среднего бизнеса получат удаленный доступ к онлайновому хранилищу для размещения своих документов, а также инструменты для работы с ними.

Минимальное предложение Office 365 предусматривает предоставление услуг электронной почты. Расширенный пакет позволит воспользоваться офисными Web-приложениями, облачным корпоративным порталом, создать внутрикорпоративную социальную сеть для общения и взаимодействия сотрудников, объединенные коммуникации, обмен мгновенными сообщениями, решения для организации видео- и голосовых телеконференций. Базовыми облачными продуктами пакета Office 365 будут Microsoft Office Professional Plus, Exchange Online, SharePoint Online и Lync Online. Гарантированная доступность сервиса составит не менее 99,9%.

“Облако дает как крупным, так и малым организациям возможность получать высокопроизводительные ИТ-решения по модели аренды и оплачивать их по мере потребления. Таким образом, затраты на ИТ и потребность в ресурсах снижаются, а эффективность растет”, — отметил Николай Прянишников, президент Microsoft в России.

Как ожидается, пользователи смогут применять новую модель лицензирования офисного софта и пользоваться новейшими версиями программных разработок Microsoft при довольно умеренных затратах. Обновление программных разработок будет происходить без участия клиентов. Они будут предварительно оповещаться о переходе на новую версию и смогут заблаговременно подготовиться к нему, не отвлекаясь на технические сложности и не снижая своей производительности.

На нынешнем этапе внедрения Office 365 Beta предоставляются только два базовых пакета услуг (хотя уже сегодня известна “комплектация” всех вариантов будущего сервиса). Первый вариант, Plan E3, предназначен в первую очередь для организаций среднего масштаба, второй, Plan P1, больше подходит для малых компаний, где количество сотрудников не превышает 25 человек и нет обслуживающего ИТ-персонала. Минимальный пакет услуг Office 365 Beta будет стоить 2 долл. в месяц, полнофункциональный набор облачных услуг обойдется в 27 долл. в месяц на одного пользователя.

Однако сразу следует уточнить: названы западные расценки Office 365. Точные планы предоставления сервиса в России пока неизвестны, и нужно дать пояснения относительно того, как Microsoft планирует выстраивать сервис для российских клиентов.

Объявление запуска Office 365 в России состоялось после проведения аналогичного мероприятия в США. Согласно всемирному анонсу, облачный сервис Office 365 Beta стал доступен для 38 стран и регионов мира, в том числе США, Канады, Западной Европы, Индии, Австралии, отдельных государств Латинской Америки и ряда других стран. Поддержка была предоставлена для 16 языков мира, в том числе китайского, хотя самого Китая в списке участников пока нет. Также в нем отсутствуют Япония, Южная Корея и… Россия. Эти страны пока не вошли в стартовую “орбиту” Office 365 Beta.

“Дискриминацию” объясняют необходимостью решить на начальном этапе внедрения Office 365 дополнительные вопросы, чтобы ничего не препятствовало будущему облачного сервиса в этих странах. В частности, для России пока неясен вопрос относительно территориального размещения документов пользователей, когда они попадают в облачный сервис. На нынешнем этапе внедрения Office 365 Beta данные будут размещаться на серверах Microsoft в ее дата-центрах. Если для частных компаний этот вопрос является несущественным, то при подключении государственных служб он может оказаться принципиальным.

Выбор компании “ВымпелКом” в качестве одного из партнеров для внедрения Office 365 в России — это один из вариантов решить вопросы, связанные с размещением данных. Высказываются предположения, что для удовлетворения требований российских государственных организаций документы этих компаний будут размещаться в собственных ЦОДах компании-партнера.

“Сегодня мы уже предлагаем нашим клиентам различные комплексные решения по подключению всех видов связи и организации технической поддержки, а также облачные управляемые сервисы”, — отметил Андрей Патока, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса ОАО “ВымпелКом”.

Выбор другой компании-партнера, “СКБ Контур”, специализирующейся на предоставлении Web-сервисов, технологий для автоматизации бухучета и управления предприятиями, отражает желание российского подразделения Microsoft выработать дополнительные варианты бизнес-планов Office 365, адаптированные под интересы российских клиентов.

“Перед большой частью наших клиентов — организаций малого и среднего бизнеса — сегодня стоит задача управления своим ростом. Руководители осознают, что им крайне необходима корпоративная почта и свой сайт, общие календари и справочник сотрудников, — сказал Дмитрий Мраморов, генеральный директор компании “СКБ Контур”. — Доступ ко всему этому должен быть с любого мобильного устройства в любой точке мира. Но у руководителей нет времени и денег для развертывания собственного ИТ-подразделения. В комплекте с нашими Web-сервисами, такими как отчетность через Интернет, “электронный” бухгалтер и электронный обменом документами, Office 365 становится своевременным решением для СМБ”.

“Выбор только двух партнеров для предоставления сервиса Office 365 в России ограничен лишь начальным этапом его внедрения. — добавил Павел Кузьменко, руководитель отдела по продвижению информационных офисных систем Microsoft в России. — В дальнейшем список партнеров может быть расширен”.

С точки зрения технических требований Office 365 достаточно лоялен к комплектации компьютерного парка компаний. Сервис предоставляется для систем под управлением Windows XP/Vista/7 или Mac OS X 10.5+ через браузеры Internet Explorer 7+, Mozilla Firefox 3.x и Apple Safari 3.x.

Точные сроки появления сервиса Office 365 в российском “прокате” пока не определены. Однако старт процессу дан: облачный сервис появится в нашей стране уже в нынешнем году.

Версия для печати (без изображений)