Весьма амбициозные планы в поддержку развития облачных вычислений в России обнародовала 18 мая недавно сформированная группа компаний Inoventica, позиционирующая себя в качестве первого в России ИТ-оператора. Как следует из заявлений руководителей компании, речь идет о формировании мощной ИТ-инфраструктуры, включающей сеть дата-центров и широкополосные каналы связи, на основе которых партнеры Inoventica (облачные сервис-провайдеры и операторы широкополосного доступа) смогут предоставлять своим клиентам разнообразные хостинговые и облачные сервисы.

По словам генерального директора Inoventica Владимира Щербинина, идея создания новой группы компаний (в ее состав входят ЗАО “Коммуникации для инноваций” и ООО “Иновентика Технолоджес”) родилась в ходе тесного сотрудничества интеграторской компании “Классика” (г-н Щербинин является ее президентом) с возглавляемой Равилем Зиганшиным крупной строительной фирмой ПСО “Казань”, реализующей инфраструктурные проекты по всей России. Теперь г-н Зиганшин занял и пост председателя совета директоров Inoventica. “Мы выполнили много совместных проектов, но в конечном итоге не получали достаточного удовлетворения от того, что работаем в рамках интеграционных проектов, — заявил г-н Щербинин. — И поэтому решили создать новую инфраструктуру, которая позволит нам сконцентрировать все наши знания и умения на новом связанном с ИТ направлении”.

Почему в качестве такого направления были выбраны облачные вычисления, пояснил привлеченный для разработки стратегии новой компании и вошедший в совет ее директоров Виталий Слизень, в прошлом гендиректор проданной “МегаФону” фирмы “Синтерра”: “Если помните, “Синтерру” продавали по мультипликатору 8, строительные компании продаются по мультипликатору 2—4, системные интеграторы вообще не продаются, потому что у них сегодня деньги есть, а завтра нет. Поэтому акционеры поставили передо мной задачу разработать стратегию, которая позволила бы иметь на рынке актив с хорошей рыночной капитализацией. Речь идет о мультипликаторах EV/EBITDA от 20 до 50. Такие показатели на нынешних рынках ИТ и телекома недостижимы в принципе”.

Вместе с тем сравнительно недавно возникший рынок облачных вычислений набирает темпы, что позволило ориентироваться на показатель среднегодового роста порядка 70%. Это и определило для Inoventica область фокусирования.

По мнению Виталия Слизеня, идеальный ИТ-оператор — это тот, который имеет всё: инфраструктуру, платформы, сервисы. Кроме того, ему присущи максимальный территориальный охват, возможность размещать оборудование максимально близко к конечному потребителю… “Но когда мы посчитали деньги, которые нужно вложить в создание идеального ИТ-оператора, то получили сумму 1—1,5 млрд. долл., — сказал он. — Это слишком много, поэтому мы сейчас говорим о том, что реально возможно. По нашим расчетам, от 20 до 60 млн. долл. будет достаточно, чтобы обеспечить присутствие компании в большинстве субъектов федерации и в основных районных центрах. Это первый постулат стратегии, который должен быть реализован. Протяженность собственных магистралей Inoventica в этом случае должна составить 20—25 тыс. км”.

Второй постулат стратегии выражается в том, что стоимость доставки услуг (т. е. расходы на транспортировку данных) должна быть исчезающе малой, что требует высокой пропускной способности задействованных каналов. В Inoventica сочли, что 6—10 Тбит/c будет достаточно (как утверждается, это в 3—5 раз выше суммарной пропускной способности всех операторов на территории России, но технология DWDM позволяет обеспечить такие цифры, а оптоволокна повсюду уже проложено много, и оно доступно). Кроме того, при охвате 30—50 избранных субъектов федерации можно обслужить порядка 70% потенциальных потребителей облачных и хостинговых сервисов. При таких допущениях необходимый объем инвестиций должен составить порядка 1,3—1,7 млрд. руб.

Важным элементом стратегии является также эффективная зона обслуживания ЦОДов (пока заявлено о планах строительства шести ЦОДов). Чтобы обеспечить задержку сигнала (RTD) в пределах 6—10 мс, что позволяет комфортно работать со сверхтонким клиентом, радиус такой зоны, как заявил г-н Слизень, должен составить порядка 500 км.

Поскольку изначально предполагается зарабатывать не на инфраструктуре, а на сервисах, предусмотрено также выделение средств (300 млн. руб.) на приобретение двух-трех операторов из десятки лидеров, предоставляющих конечные сервисы. “Для справки: компаний, которые относят себя к сегменту облачных и хостинговых услуг, в стране насчитывается порядка пятисот, — заметил г-н Слизень. — Но ситуация здесь такова, что десятка лидеров формирует более 80% рынка. Если планы по созданию инфраструктуры и по программе M&A удастся реализовать, это позволит Inoventica стать ИТ-оператором номер один на российском рынке”.

Практика M&A, которой намерены придерживаться в Inoventica, предполагает приобретение долей в пределах от 25% плюс одна акция до 75% минус одна акция, но с соблюдением обязательного условия, что приобретаемые компании будут в основном ориентированы на общие инфраструктурные возможности Inoventica. В этом случае они становятся реальной частью Inoventica, но их акционеры сохраняют за собой контроль, а следовательно, и мотивацию на дальнейшее развитие своей компании.

Как сообщили представители Inoventica, на счета компании акционерами уже перечислено 500 млн. руб., так что можно говорить о том, что скоро начнётся реализация намеченных планов. В принципе уже понятно, кто поможет в этом компании: в числе приглашенных на пресс-конференцию гостей оказались Николай Прянишников, президент “Microsoft России”, Кирилл Корнильев, генеральный директор “IBM Восточная Европа/Азия”, Александр Микоян, генеральный директор “НР России”, и Михаил Чупа, руководитель департамента “NSN cубрегион «Россия»”. Похоже, для этих хорошо известных на ИТ-рынке вендоров и в нашей стране наступает активный облачный период. Достаточно вспомнить недавние сообщения о подписании IBM и “Ростелекомом” соглашения об использовании решений IBM, в первую очередь в сфере облачных технологий, в проектной практике “Ростелекома”, а также о намерении “Астерос” и НР совместно продвигать облачные технологии в России. Руководители Inoventica пока подобных заявлений не сделали, но дали понять, что впереди еще много новостей.

Версия для печати (без изображений)