Как известно, уже в этом году в России должен начать работать новый облачно-офисный сервис Microsoft Office 365, который объединяет настольный пакет Office Professional Plus, веб-приложения Office (онлайновые инструменты Word, Excel, PowerPoint и One Note, позволяющие просматривать и быстро править документы непосредственно из браузера) и продукты для объединенных коммуникаций и коллективной работы: Exchange Online, SharePoint Online, Lync Online. Такой функционал позволит решать самые разные задачи.

По словам Петра Диденко, директора по стратегическому развитию “СКБ Контур” (партнер Microsoft по новому сервису), Office 365 — это полноценная платформа для бизнеса. Заказчик получает возможность создать свой сайт по шаблону, использовать корпоративную почту, внутренний портал, общие календари, хранилище документов, антивирус и антиспам. А поскольку все это находится в облаке, то все приложения доступны на любой мобильной платформе. К тому же облачная архитектура снимает все вопросы по установке и поддержке ПО. Office 365 запускается на компьютере практически моментально, а настройка необходимых сервисов и уровней доступа выполняется несколькими щелчками мышью.

Вместе с новым Office’ом СКБ “Контур” предлагает дополнительные средства — электронную отчетность через Интернет “Контур-Экстерн” и электронный бухгалтер “Эльба”, позволяющие отправлять отчеты в налоговую инспекцию прямо из корпоративной системы.

Со своей стороны “Вымпелком” (еще один партнер Microsoft по новому сервису) будет предлагать своим клиентам Office 365 в пакете с телекоммуникационными услугами в рамках нового комплексного предложения “Билайн Бизнес”. По словам Инны Москалевой, ведущего менеджера по бренд-коммуникациям “Вымпелкома”, приобретая в этом пакете услуг облачное решение Office 365, клиент сможет выбирать тот функционал и те сервисы, которые ему действительно необходимы, и объединять их с услугами связи, которыми он будет пользоваться в офисе или дома.

Особенно Office 365 пригодится для коллективной работы, так как откроет доступ к средствам общения широкому кругу пользователей, например малым предприятиям или профессионалам, работающим дома. Ведь раньше для того, чтобы применить инструменты Microsoft для совместной работы, нужно было установить серверное ПО: Exchange Server, SharePoint Server, Lync Server и т. д. Но, как правило, небольшие компании и индивидуальные пользователи не обладают финансовыми возможностями и ресурсами для покупки и обслуживания такого количества серверов. Поэтому зачастую они не имели доступа к средствам коллективной работы, которые предлагала Microsoft.

Теперь ситуация меняется. Все серверное ПО установлено у провайдера облачных услуг, а организации и пользователи могут обращаться к нему из любого места. Средства электронной почты (Exchange Online), совместной работы с документами (SharePoint Online) и обмена мгновенными сообщениями (Lync Online) объединены в единый хостинговый сервис. Предприятию не требуются ни серверные фермы, ни сети. Достаточно иметь стабильную связь с Интернетом. ИТ-администратор просто создает учетную запись для Office 365 и добавляет пользователей.

Благодаря тесной интеграции всех приложений, входящих в Office 365, люди смогут использовать инструменты в одной консоли: совместно работать с календарями, почтой, порталом и документами, применять средства коммуникации. Более того, единую консоль получит и администратор — и для пользования, и для администрирования.

Обычно внедрение нового ПО сопровождается обучением пользователей. Но в данном случае этого не потребуется, так как люди смогут обращаться к распространенным инструментам Outlook, SharePoint, Office. С их помощью можно совместно работать с документами, организовывать видео- и голосовые конференции, проводить онлайновые совещания, используя при этом офисные приложения Microsoft. Такие возможности пригодятся как малым, так и крупным предприятиям.

Возьмем, к примеру, организацию конференций. Microsoft хочет сделать голосовые возможности доступными для большого количества пользователей. Уже сейчас они могут совершать децентрализованные VoIP-вызовы, а в США развёрнуты расширенные средства для общения более широкого круга пользователей с помощью приложения Office Communications Online. Кроме того, голосовые возможности Lync Online оптимизированы для мобильных работников, которые используют ПК. Но облачные голосовые сервисы зависят от услуг операторов и от запросов разных стран. Microsoft планирует расширение такого сервиса для большего количества стран в будущем.

Office 365 пригодится и для коллективной работы с документами. Когда для общения используется только электронная почта, участники коллектива вынуждены ждать, пока другие внесут необходимые изменения в свои копии документа. SharePoint Team Site значительно упрощает этот процесс. Каждый член команды получает доступ к последней версии документа, хранящегося централизованно, поэтому у них всегда имеется самая свежая информация. Можно послать ссылку другому сотруднику или внешнему партнеру, консультанту или заказчику, чтобы они также смогли принять участие в редактировании документа.

Если нужно работать с документом в офлайне, то пригодится приложение SharePoint Workspace, позволяющее синхронизировать библиотеку документов с информацией на ПК пользователя. А тем, у кого на компьютере нет пакета Office, следует воспользоваться веб-приложениями Office, чтобы работать с документами через любой веб-браузер. При этом сохраняется исходное форматирование и структура документа.

Для коллективной работы предназначено и приложение SharePoint Online, с помощью которого можно создавать рабочие области, совместно работать над документами, хранить их в единой рабочей области, публиковать отчеты для команды, а также пользоваться социальными технологиями, создавая форумы, блоги, элементы социальных сетей. При этом совместная работа возможна не только внутри компании, но и с поставщиками, заказчиками и партнерами.

Некоторые организации настороженно относятся к облачным сервисам из-за опасения утратить контроль над своей информацией, находящейся неизвестно где, в каком-то облаке. Office 365 позволяет создавать документы как с помощью настольного приложения Office Professional Plus, который входит в пакет услуг Office 365, так и в интернет-браузере с помощью веб-приложений Office. При этом пользователь может сохранять документы непосредственно на ПК, а также на портале, при этом они хранятся в ЦОДе Microsoft и существует возможность синхронизации для работы офлайн с помощью SharePoint Workspace

Самым распространенным средством связи через Интернет остается электронная почта. Но зачастую пользователи предпочитают бесплатный вариант этого инструмента. Office 365 делает почту бизнес-класса доступной для организаций любого размера. Служба Exchange Online с помощью той же технологии, что и Exchange Server 2010, предоставляет средства встроенного архивирования, дополнительные функции Conversation View и MailTips, анти-вирус, антиспам, а также сетевые инструменты для управления онлайновыми ресурсами. Кроме того, посредством Exchange Online компания Microsoft осуществляет техническую поддержку, исправление ошибок и обновления инфраструктуры Exchange, одновременно предоставляя ИТ-администраторам функции управления. Пользователи получают почтовый ящик объемом 25 Гб и возможность отправлять приложения объемом до 25 Мб.

Для настройки Office 365 в соответствии с требованиями заказчиков предназначено приложение Visual Studio 2010 и инструменты SharePoint для построения, тестирования и даже пакетирования решений Sandbox.

Однако сколько все это будет стоить? Поскольку новый сервис нацелен на разные группы заказчиков, Microsoft предусмотрела два семейства сервисных планов. Office 365 для малого бизнеса разработан специально для тех, кто хочет получить облачные инструменты для повышения продуктивности бизнеса, при этом не требуется привлечение ИТ-специалистов, настроить Office 365 легко и быстро без специальных навыков, примерно как персональную почту, например, hotmail. Это предложение включает веб-приложения Office, Exchange, SharePoint, Lync и внешний веб-сайт за 6 долл. в месяц на пользователя (цена в США) , а также включает себя модерируемую ИТ-поддержу с помощью онлайн-сообщества и форумов. Для крупных компаний предназначено широкое семейство планов, в которых можно выбрать комбинацию планов в зависимости от типа сотрудников. Эти планы включают Office Professional Plus, веб-приложения Office, наиболее полные версии Exchange Online, SharePoint Online, Lync Online, круглосуточную ежедневную поддержку по телефону, максимальный контроль за ИТ и др. примерно за 24 долл. на пользователя в месяц (цена в США).

Важное значение имеет и надежность сервиса, ведь от него зависит бизнес заказчика. Предоставляя услуги, Microsoft гарантирует работоспособность 99,9% времени, причем соглашение об уровне обслуживания заключается с самой компанией.

Облачные услуги еще являются новинкой для пользователей, но партнеры Microsoft по Office 365 считают этот сервис весьма перспективным. Так, “СКБ Контур” ожидает десятки тысяч пользователей через год, а “Вымпелком” полагает, что хотя из-за новизны такого сервиса в первое время резкого увеличения спроса не будет, но потом к совместному пакетному предложению удастся привлечь сотни тысяч активных пользователей.

Версия для печати