Как бы ни было заманчиво отказаться от собственной ИТ-инфраструктуры и перейти к использованию облачных сервисов, предоставляемых провайдерами по требованию с соблюдением принципа pay-as-you-go (плати по мере использования), для подавляющего большинства крупных и, пожалуй, средних компаний такой подход в силу разных причин пока остается неприемлемым. Другое дело — частное облако, которое подразумевает предоставление ИТ как сервиса разным группам пользователей в пределах компании. Во-первых, оно позволяет компании сохранить за собой полный контроль за своей ИТ-инфраструктурой, а во-вторых, при трансформации ИТ-инфраструктуры с использованием частного облака, компания имеет дело с уже понятными ей рисками, возникающими, как правило, при любой более или менее серьезной модернизации ИТ-систем и средств управления ими. Потенциальный же выигрыш от такой трансформации, как показывает практика уже реализованных проектов, может быть весьма значительным. Так, индийской компании SIVA Group с характерной для развивающихся стран многопрофильной структурой бизнеса частное облако, как утверждают ее представители, позволило сократить связанные с обслуживанием ИТ-инфраструктуры расходы на 75%. Но главное — компания обеспечила себе широкие возможности для дальнейшего развития.

Типичная проблема

Созданная в 1986 г. SIVA Group сегодня представляет собой растущую коммерческую структуру с хорошо диверсифицированным бизнесом и общим годовым оборотом в 3 млрд. долл. Компания занимается недвижимостью, проектным инжинирингом, грузоперевозками, продажей товаров массового потребления, экспортом сельхозпродукции. Она также представлена в энергетике и телекоме, на рынке дистанционного обучения и разработки ПО. Персонал компании, насчитывающий 1200 сотрудников, работает в 20 офисах, расположенных в разных частях Индии и других странах.

Разнообразие деятельности и распределенная внутренняя структура обусловили и проблемы, с которыми SIVA Group столкнулась по мере развития. Ее ИТ-инфраструктура оказалась сильно фрагментированной, поскольку каждое бизнес-подразделение внедряло и использовало свои технологии и процессы. “Наши потребности в ИТ росли, поскольку бизнес компании быстро расширялся, — прокомментировал ситуацию Селвам К., занимающий пост CIO в SIVA Group. — Но различные части нашей инфраструктуры плохо взаимодействовали одна с другой”.

Компания крайне нуждалась в стандартизации используемых решений и формировании унифицированной рабочей среды, что значительно упростило бы управление рассредоточенной по разным офисам инфраструктурой. При поиске решения она обратила внимание на облачные технологии. “Мы были готовы к реализации новой ИТ-стратегии и уже понимали, что решение на базе частного облака позволит нам сравнительно легко преодолеть наши трудности”, — пояснил П. Сваминатан, президент SIVA Group.

К облачной инфраструктуре

Приняв решение о запуске проекта по созданию частного облака, в SIVA Group сделали ставку на технологии Microsoft, и, как здесь убедились впоследствии, этот выбор себя оправдал. При содействии Microsoft специалисты компании спроектировали и построили базовую инфраструктуру частного облака на основе Windows Server 2008 R2 с гипервизором Hyper-V и продуктов семейства Microsoft System Center. Технология Hyper-V позволила виртуализировать ресурсы SIVA Group и эффективно использовать инвестиции в серверное оборудование — функции выделенных физических серверов были переданы отдельным виртуальным машинам, что не только привело к уменьшению затрат на оборудование, но и обеспечило специалистам компании простую возможность запускать при необходимости дополнительные серверы. “Windows Server 2008 R2 Hyper-V дал нам возможность в минимальные сроки и при минимальных затратах реализовать облачную инфраструктуру, — констатировал Селвам К. — Кроме того, повысился уровень доступности нашей ИТ-инфраструктуры и упростилось управление ею”.

В новой инфраструктуре компания развернула Microsoft Office SharePoint Server 2010 в качестве инструмента управления знаниями и организации коллективной работы, а также Microsoft SQL Server 2010 для целей бизнес-анализа. Служба электронной почты была переведена на Microsoft Exchange Server 2010, что, по оценкам специалистов SIVA Group, повысило ее надежность и производительность, а также позволило расширить почтовые ящики. А для того чтобы обезопасить операции, выполняемые сотрудниками с этими приложениями по модели частного облака через Интернет, был установлен защищенный веб-шлюз Microsoft Forefront Threat Management Gateway (TMG) 2010.

Еще до начала проекта в SIVA Group понимали, сколь важное значение имеет организация эффективного управления инфраструктурой и постоянного контроля за ее состоянием. Эти задачи были решены с помощью продуктов семейства Microsoft System Center. Так, с помощью Microsoft System Center Configuration Manager 2007 специалисты компании получили возможности инвентаризировать, разворачивать и обновлять серверы, настольные и мобильные ПК. Microsoft System Center Virtual Machine Manager 2007 позволил организовать централизованное управление физическими и виртуальными компонентами инфраструктуры, а также серверными ресурсами, что способствовало повышению коэффициента их использования. Кроме того, для мониторинга виртуальных машин, а впоследствии и физических серверов в компании развернули Microsoft System Center Operations Manager 2007.

Что изменилось

На реализацию проекта трансформации ИТ-инфраструктуры с переносом ряда важных функций в частное облако специалистам SIVA Group потребовалось всего около полугода — проект стартовал в октябре 2010 г., а уже в марте 2011 г. облако “ожило”. К настоящему времени в нем работает уже порядка 750—800 сотрудников.

В полной мере оценить результаты проекта, пожалуй, сложно. Тем более что ситуация развивается. “Сформировав централизованную и стандартизированную рабочую среду, мы продолжаем оптимизировать существующую ИТ-инфраструктуру и принимаем меры к сокращению расходов, — пояснил П. Сваминатан. — Таким образом, в целом мы повышаем свою эффективность и увеличиваем потенциал для дальнейшего роста бизнеса”.

Вместе с тем только благодаря виртуализации и консолидации серверов SIVA Group существенно сократила издержки на обслуживание физической инфраструктуры, а также затраты на оборудование и электроэнергию. “С внедрением частного облака мы уменьшили расходы на 75%”, — уверяет Селвам К.

Но не менее важно, что проект, как отмечают в компании, в значительной мере повысил ее бизнес-культуру благодаря расширению сотрудничества и коммуникаций между отдельными подразделениями. “Разрозненные и несовместимые технологии, использовавшиеся в компании ранее, ограничивали ее возможности, — считает Селвам К. — С развертыванием частного облачного решения операционная деятельность компании стала более гладкой и гораздо более эффективной”.

Означает ли это, что и другие компании, стоящие перед выбором пути совершенствования своей ИТ-инфраструктуры, могут рассчитывать на схожий результат от внедрения частного облака? Очевидно, это во многом зависит от исходной ситуации в компании.

“Конечно, результат от использования облака зависит от структуры бизнеса и ИТ, — утверждает Василий Маланин, менеджер по продуктам для ЦОД Microsoft в России. — Скажем, для компаний с большим количеством офисов и подразделений, а также мобильных сотрудников, выгода может быть более значительной. При этом для кого-то предоставление своим сотрудникам даже одного приложения как сервиса через Интернет может обеспечить ощутимое снижение затрат и рост эффективности, а для кого-то — это только первый шаг на пути открытия потенциала облачных вычислений. Microsoft предоставляет надежные, доступные, безопасные и масштабируемые продукты и сервисы для того, чтобы различные компании могли максимально использовать возможности облака”.

СПЕЦПРОЕКТ

Другие спецпроекты

Версия для печати