168 лет потребовалось Schaeffer Manufacturing (Сент-Луис, США), чтобы вырасти в компанию с оборотом в 60 млн. долл. А за последние четыре года объемы ее продаж увеличились уже до 100 млн. долл. Хотя во всем остальном Schaeffer практически не изменилась, за исключением расширения ее штата из 180 работников на одну важную единицу. Главным фактором небывало бурного роста бизнеса компании, по всей видимости, стал переход на облачные вычисления.

К 2007 г. технологические потребности компании вышли далеко за рамки возможностей ее давней доморощенной системы приема заявок, служившей для обработки и выполнения заказов покупателей. Эта система на базе AS/400 трещала по швам, и программисты компании, смазочные материалы которой когда-то наносились на оси крытых вагонов, везущих на Запад участников калифорнийской Золотой лихорадки, изобретали различные ухищрения, чтобы поддерживать работоспособность системы. Однако Уилу Грегерсону, финансовому директору и де-факто CIO компании, было ясно, что требуется новое решение.

Присмотревшись к нескольким вариантам, Грегерсон остановил выбор на NetSuite и ее SaaS-комплекте (ПО как сервис) бизнес-приложений, решив перевести системы приема заказа и финансовые системы Schaeffer в публичное облако. Это оказалось мудрым шагом. По словам Грегерсона, начав использовать NetSuite в 2008 г., Schaeffer почувствовала заметный прирост в эффективности своих процессов выполнения заказов.

Например, поскольку торговые агенты получили возможность передавать заказы в электронной форме, минуя ручной ввод, группа приема заказов из двух человек теперь может ежедневно обрабатывать не 75, а целых 200 заказов. Время отгрузки товара по обработанному заказу сократилось с трех до полутора суток, а половина всех заказов может доставляться автотранспортом в течение 24 часов.

Грегерсон также отмечает экономию по многим статьям ИТ-затрат, не считая неизвестной суммы, которую бы пришлось выложить за оборудование, если бы компания решила содержать нужные ресурсы в своих стенах. С переходом на облако из компании уволилось двое ИТ-специалистов, но замена им не потребовалась, что ежегодно экономит около 100 000 долл. По оценкам Грегерсона, если бы компания перешла на новую домашнюю технологическую платформу, то для ее обслуживания пришлось бы тратить еще не меньше 200 000 долл. в год на зарплату лишнего ИТ-персонала.

Ко всему сказанному компания также раз и навсегда решила проблему с дублированием ресурсов на случай аварий, для чего ранее использовалась добавочная система AS/400, находившаяся в режиме ожидания. Новый план резервирования? “Заходи в ближайшее кафе Starbucks, подключайся и работай”, — говорит Грегерсон.

Облачный оптимизм

Истории успеха таких компаний, как Schaeffer, объясняют, почему Джо Койли, технологический директор Североамериканского отделения консалтинговой фирмы Capgemini, и его единомышленники из других ИТ-фирм смотрят с оптимизмом на перенос систем своих клиентов в публичное облако. Попросту Койл считает, что публичное облако созрело до такого уровня, когда оно становится разумным выбором практически для любой бизнес-ситуации.

“Если взглянуть на вещи реально, трудно найти что-то такое, чем нельзя пользоваться через публичное облако, — говорит он. — Это касается и вопросов безопасности”.

Это не значит, что в миграции в облако нет никаких рисков, предполагаемых и реальных. Например, NetSuite пришлось основательно обговорить с Schaeffer все щекотливые вопросы безопасности (Койл их включает в свой список “предполагаемых” рисков), прежде чем исполнительный директор Schaeffer Том Херман уверился, что в облаке данные его компании будут вне опасности. По словам Грегерсона, NetSuite предоставила достаточные гарантии, что безопасность будет на высочайшем уровне и Schaeffer при необходимости сможет легко и быстро удалить свои данные.

Настаивать на гарантиях по критическим вопросам, таким как переносимость данных и доступ к физическим системам, чрезвычайно важно во взаимоотношениях с провайдерами облака, так как многие из них склонны предлагать однотипные решения, не требующие лишних затрат, отмечает Дарил Пламмер, управляющий вице-президент и главный исследователь по облачным вычислениям Gartner. Провайдеры, по его словам, продают гамбургер в том виде, как они сами его приготовили, а вы решаете, брать или нет. Такой вариант рискован.

Негибкость предложений, однако, не очень влияет на энтузиазм пользователей, и, по оценке Gartner, обороты рынка публичных облаков в 2011 г. составили 105 млрд. долл. Она не поколебала и решимость Грегерсона перейти на облако, несмотря на необходимость решения сопутствующих вопросов. Это, в частности, и перевод работников компании, привыкших к монохромным экранам, на парадигму веб-интерфейса, и отказ от быстродействия локального решения в пользу гибкости и универсальности облачной системы.

“Я не вижу разумных причин, чтобы когда-нибудь распрощаться с облаком, — говорит Грегерсон. — Это был бы шаг назад, а не вперед”.

Сосредоточиваясь на собственных делах

Того же мнения и Лари Бонфанте, CIO Ассоциации тенниса США (USTA). Два года назад он перевел серверные системы этой некоммерческой организации — включая финансовую отчетность и системы уровня отделений — из общего центра обработки данных в веб-сервис Amazon Elastic Compute Cloud, что снизило соответствующие операционные затраты на 70% и сократило время, требовавшееся для выделения нового сервера, с недели до одного часа.

По-видимому, еще важнее, что сервис Amazon помогает спортивной организации справляться с двухнедельной перегрузкой (по словам Бонфанте, это все равно, что 14 “Черных пятниц” подряд), возникающей во время престижного теннисного турнира USA Open, который проводится каждый сентябрь в Национальном теннисном центре Billie Jean King во Флашинге (шт. Нью-Йорк). В эту пару недель сонные теннисные корты с персоналом из 30 человек заполняются дикой массой из 20 тыс. аккредитованных игроков, тренеров, киоскеров, обслуживающего персонала, представителей прессы и т. п., и теперь Бонфанте уже никогда не понадобится заниматься привлечением дополнительных инфраструктурных ресурсов в помощь перегруженным системам USTA.

“Нам трудно держать у себя такие же кадры специалистов, какими располагает Amazon, — говорит Бонфанте. — Наше дело не возведение инфраструктуры, а теннис”.

При всех успехах USTA с использованием облака у Бонфанте осталась пара нерешенных проблем. Так, вопросы соблюдения нормативных актов пока не позволяют ему перевести в облако системы, взаимодействующие с покупателями.

Поскольку 80% своих билетов USTA продает через Интернет, эти системы должны соответствовать стандартам безопасности PCI по транзакциям с кредитными картами. А любая медицинская информация, касающаяся проблем со здоровьем игроков или болельщиков во время турниров, должна быть защищена требованиями закона об ответственности и переносе данных медицинского страховании (HIPAA). Бонфанте не уверен, что провайдеры облака смогут гарантировать выполнение всех требований, но ищет любые возможности закрыть этот пробел.

Что касается надежности, то, по словам Бонфанте, он не склонен напряженно ожидать, когда Amazon и другие облачные провайдеры начнут компенсировать клиентам упущенную выручку за периоды неизбежных перебоев в работе облачных инфраструктур, подобных многочасовому простою, с которым столкнулись клиенты Amazon в апреле 2011 г. Он согласен на небольшую скидку, которую Amazon по контракту обязуется предоставлять в этих случаях, и готов списать остальные потери на неизбежный в нынешних условиях риск работы в публичном облаке.

Поводы для беспокойства

Возможность перебоев в обслуживании серьезно беспокоит Чарльза Зиреса, технологического директора Preferred Hotel Group (Чикаго), как и других пользователей публичных облаков. Пять лет назад Зирес перевел весь портфель приложений своей компании в облачную инфраструктуру Terremark, прикинув, что стоимость пятилетнего контракта будет примерно эквивалентна стоимости закупки аппаратуры нового поколения с аналогичным сроком морального износа.

Сегодня компания, занимающаяся маркетингом, резервированием, покупками и другими партнерскими услугами для сети более чем тысячи независимых бутик-отелей, использует интерфейс Citrix для доступа своего персонала к приложениям.

Хотя инфраструктура Terremark оказалась гораздо надежнее, чем совмещенный с нею собственный центр обработки данных Preferred, Зирес все же беспокоится насчет того, чтобы не держать все яйца в одной корзине.

“Недавно у нас полтора часа не работал сетевой экран, и из-за этого вся компания была отключена. Если бы простой затянулся на сутки, была бы крупная неприятность”, — говорит он.

По словам Зиреса, в идеале ему бы хотелось заключить контракт со вторым провайдером облачной инфраструктуры, что решило бы вопрос бесперебойности бизнеса. Но пока он откладывает эти планы на будущее, помня про былые времена, когда компания сталкивалась с более частыми простоями.

Для Preferred совсем неплохо, что за четыре года она смогла удвоить масштабы бизнеса, не нанимая трех дополнительных ИТ-специалистов, которых неизбежно пришлось бы пригласить для поддержки этого роста, если бы компания не перешла на облако. За счет этой экономии Preferred сформировала группу интернет-коммерции, которая создала улучшенный интерфейс системы приема заказов и переработала сайты компании.

Для Зиреса приятен и тот факт, что он недавно заключил обновленный контракт с Terremark и в соответствии с законом Мура теперь получит за те же деньги удвоенный объем вычислительных ресурсов.

Как краткий итог, нынешнее состояние публичного облака можно охарактеризовать следующими словами: если вы хотите получить большой выигрыш, надо смириться с определенными рисками.

Версия для печати