Облачный сегмент PaaS (“платформа как сервис”) пока самый маленький на рынке — в сравнении с IaaS и SaaS, отмечает аналитическая компания Forrester. Однако он постепенно становится одним из наиболее важных направлений в ИТ-поддержке работы предприятий. Организации, делающей ставку на облака, в первую очередь требуется инфраструктура — виртуальные машины и хранилища данных, которые обеспечиваются технологиями IaaS. Во вторую очередь запускаются нужные в работе сервисы — с помощью провайдеров соответствующих SaaS. И наконец, когда деятельность в облаках уже отлажена, возникает потребность в развитии имеющегося виртуального комплекса. Вот тут на помощь и приходят провайдеры PaaS, поставляющие в виде облачных сервисов профильные платформы разработки. В качестве эталонных примеров приводится Amazon Web Services: комплекс услуг, где IaaS, SaaS и PaaS тесно и оптимально взаимодействуют друг с другом. Так, амазоновские виртуальные машины EC2 и хранилища S3 удачно дополняются сервисами Elastic BeanStalk и Simple Workflow Service, ориентированными на разработчиков, а также большим количеством тематических SDK. Фактически Amazon предлагает не “чистый” PaaS, а объединённый этим понятием набор разнообразных сервисов, нацеленный прежде всего на программистов. Эксперты Forrester к этой нише PaaS отнесли также решения Engine Yard, Google, IBM и Rackspace.

А вот Salesforce.com продаёт именно PaaS — ориентированный на построение облачных CRM-систем (через ресурс Force.com), а также в виде платформы Heroku, которая сама работает под управлением амазоновских служб. Предложение Salesforce.com нацелено на быстрое создание проекта с минимальным кодированием. Схожие технологии поставляются компаниями CloudBees, Cordys, Mendix и MioSoft.

Тройка же лидеров в сегменте PaaS, по версии Forrester, такова: Amazon, Microsoft, Salesforce.com.

Версия для печати