Неопределенность облачной концепции PaaS (платформа-как-сервис, виртуальный сервер с предустановленным набором системного и прикладного ПО, рассчитанного прежде всего на разработчиков) не только затрудняет оценки данного рынка, но и мешает вендорам точнее позиционировать свои услуги. Исследовательская группа 451 Research Group выпустила в январе отчет, который только подливает масла в PaaS-огонь. Эксперты полагают, что PaaS следует рассматривать как частный случай IaaS и SaaS, не рекомендуя относиться к ней как к полноценной рыночной концепции. Услуги под брендом PaaS официально предлагаются как крупнейшими облачными компаниями, от Salesforce.com до VMware, так и множеством небольших независимых фирм, и на этом фоне Джей Лиман, главный аналитик 451 Research Group, заявляет, что PaaS стремительно “выдавливается” и снизу — развивающейся моделью IaaS, и сверху — разноплановыми сервисами SaaS.

Нынешние крупные вендоры IaaS начинали именно с PaaS: это и Azure PaaS как первый облачный сервис Microsoft, и Google Application Engine, появившийся задолго до Google Compute Engine. Однако сегодня, действительно, интерес к PaaS близок к нулю: согласно оценкам Gartner, в мировом облачном рынке объёмом 131 млрд. долл. на долю SaaS приходится 14,7%, на долю IaaS — 5,5%, а вот ниша PaaS упала до одного процента. Наибольший же интерес приходится на организацию бизнес-процессов в облаках (28%). Однако далеко идущие выводы делать пока рано: облачный рынок столь юн и динамичен, что ситуация на нём под влиянием одного-двух громких анонсов или проектов может измениться за считанные месяцы.

Версия для печати